«Христос воскрес, и мертвые уже не рабы гробов, не рабы смерти…»
Проповедь епископа Анатолия в Субботу Светлой Седмицы
Поздравляю вас, дорогие мои, с Пасхой, Воскресением Христовым! Пасха означает «прохождение мимо смерти». Апостол Павел, а затем Иоанн Златоуст говорит: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Кор. 15:55). Христос восстал, и нет смерти. И ад уже не торжествует, потому что каждый желающий жить после смерти крестной, соединившись со Христом, вырван из лап смерти, он со Христом воскресает, становится участником вечной жизни, бесконечного пребывания с Богом в том мире, где нет печали и воздыхания, а есть только радость бесконечная от того, что мы общаемся с Самым Дорогим для нас. Он нам дороже матери и отца, потому что Он сотворил и мать и отца. Мы будем с Ним общаться, благодаря Христу, благодаря Святой Церкви и Таинствам, в которых мы приобретаем свойства пребывать с Самим Творцом. Поэтому Пасха бесконечно подтверждается возгласом: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!", "Пасха Таинственная, Пасха Всечестная..." - и так целую неделю, как один день.
Христос воскрес, и мертвые уже не рабы гробов, не рабы смерти. Когда мы с вами приходим в храм в течение целой недели, Царские врата открыты.
Потому что алтарь, где мы причащаемся Святых Христовых Таин, повторяет Гроб Господень, куда положили Тело Христа Спасителя. На третий день пришли ученики и увидели, что камень отвален, и Христа во гробе нет. На востоке надгробный камень напоминает большое круглое бревно, которое катили вдоль стены и закрывали вход в пещеру гроба, куда и внесли Тело Иисуса Христа. Поэтому когда изготавливают алтарь, внутри обязательно присутствует Престол, то есть место, куда полагали Тело Спасителя. Вход в алтарь, как правило, круглый, потому что пещеру выдалбливали с учетом прохождения человека, и она имела свод, который закрывался круглым большим камнем. И его можно было откатить от входа, туда заносили тело, и обратно закрывали. Но когда Христос воскрес этот надгробный камень лежал перед входом во гроб. Это событие запечатлено тем, что мы имеем амвон в виде круга. Мы имеем своды в пещеру, которые повторяют вход в нее. Мы имеем видение Престола, на котором лежит Тело Христа Спасителя, но на третий день Он воскрес и, соединившись с Ним, воскресаем и мы с вами. Поэтому без храма человек не может получить вечную жизнь. В храме мы приобретаем свойства видеть Бога. Но какими глазами? Не теми, которые лягут в землю, а глазами души, глазами ума, глазами нашей вечности. А слышать? Мы слышим только вот эти колебания воздуха, если безвоздушное пространство - вакуум, там и звука нет. Но там мы будем слышать уже в независимости от атмосферы земли, будем общаться с Творцом не нашими привычными словами, а совсем другим языком.
У меня есть знакомая, и некоторые из присутствующих, ее знают. Валентина Николаевна - она три раза умирала. Она рассказывала, как лежала на операционном столе и вышла из своего тела, увидела все происходящее вокруг со стороны. Она говорит: смотрю, как профессор делает операцию, вижу и слышу, как пищит аппарат. Все забегали, начали реанимировать, а я посмотрела на профессора и увидела его мысли... Мы с вами, когда разговариваем, обсуждая какие-то предметы, описываем высоту, длину, ширину, цвет, а там уже нет этих категорий. И она твердо утверждала: "Я видела мысли человека". И когда Валентина Николаевна рассказала профессору, что она видела, он, будучи евреем, неверующим, атеистом, стал христианином и принял православие. Когда он умирал, то постоянно крестился, и когда в последний раз он накладывал крестное знамение, рука его упала, и он отошел ко Господу.
Вот так мы с вами, братья и сестры, будем разговаривать с Богом, но там особый язык? Какой? Язык любви, язык правды, благодати, молитвы, кротости, смирения, воздержания, поста, желания быть полезным окружающим людям. Если мы не выучим этот язык здесь, на земле, мы там будем глухонемыми, хромыми и слепыми. То есть то, чему мы здесь учимся очень важно для нас, мы приобретаем здесь для Царствия Божия ни деньги, ни славу и ни чины. Господь сказал: "Какая польза, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36). Какую цену можно отдать за свою душу? Никакую! Хоть отдай весь этот мир - все золото мира, все чины и царства, все равно умрешь. Потому что без Христа вечной жизни не существует. Есть только страдания, которые происходят с человеком в силу того, что мы на земле являемся образом и подобием Божиим, но творим зло, и будем этим злом мучиться после смерти. Делаем неправду, и она будет нас мучить до тех пор, пока мы от нее не умрем. Так будет с людьми, не знающими Христа, не вошедшими в Царствие Божие, и с теми, кто жил не по заповедям Божиим, даже если они крестились и ходили в храм. Заповедей у Христа всего две: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37 -40), всё, больше заповедей нет!!! Но если мы не исполним их, то когда закроем глаза Господь позовет нас: "идите сюда", а мы стоим и не слышим... Господь снова скажет: «возьми, у меня есть жизнь!» А я руки не протяну, у меня руки занимаются телевизором, праздными делами… и я остаюсь ни с чем. С пустотой...
Но если я со Христом?... «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28) – говорит Спаситель. Даже если мы умрем телом, Господь обещает: "Я воскрешу ..." (Ин. 6:40). И это празднует Церковь - мы проходим мимо смерти, празднуем Пасху, когда нас Господь выцарапал из рук этой смерти, из ее господства, из ее царства, Он сделал нас участниками Своей Жизни, мало того, даже наследниками - Господь сказал: "...придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам" (Мф. 25:34). Эти слова и содержатся в смысле Пасхи. Мы непросто ходим в красном облачении, и не просто немного по-другому поют на службе, мы выражаем то, что является нашей жизнью. Жизнью без конца! Христос Воскресе!
4 мая 2019 г. Житикара, храм Вмч. и целителя Пантелеимона.