Вопрос-Ответ
Что такое храм? — Храм называют Домом Божиим. Конечно, не потому, что Бог живет только в храме. Бог везде и всюду. Нет такого места на земле и тем более на небе, где бы Его не было. В храме собираются люди, которые верят в Бога и стремятся жить по Его Заповедям. И Бог невидимо и чудесно является среди этих людей и поселяется в их душах, словно в доме. Храм — не просто здание. Все, что мы видим в храме, и само его устройство — это рассказ о том, как Бог поселяется в душе человека.
Скажите пожалуйста, можно ли читать домашние молитвы «про себя»? — Не имеет значение, как мы молимся – вслух или про себя. Главное, чтобы молился ум, наша душа и сердце, чтобы молитва была осознанная.
Миропомазание, которое совершается на всенощном бдении — это Таинство или обряд? — На всенощной после чтения Евангелия совершается Елеопомазание, а не Миропомазание. Миропомазание – это Таинство, совершаемое после Таинства Крещения, которое в наше время, как правило, совершается одновременно с крещением. Так же Святое Миро используется при освящении храма и Антиминсов, которое совершает архиерей. В старое время до революции при короновании, восхождении российских императоров на престол также совершалось миропомазание, потому и монархов называли «Помазанник Божий».
Святой елей, используемый при Елеопомазании, освящается на литии. Лития совершается в конце вечерней накануне храмовых, двунадесятых и великих праздников. Согласно Толковому типикону профессора киевской духовной академии Михаила Скабаллановича на литии освящается хлеб, пшеница, вино и елей, что является отголоском древних Агап (Агапа – вечеря любви, совершаемая в первые века христианства). Продукты, освящаемые в конце вечерней, употреблялись в пищу во время Агап. В наши дни освященным елеем помазывают присутствующих в храме, при этом хлеб и вино, освященные на литии, раздают верующим после помазания. Пшеница используется для колива или добавляется в семена будущего урожая.
Елеопомазание также совершают на Богослужениях после чтения акафиста. В таких случаях елей берется от лампад, горящих у Святых мощей, Чудотворных или чтимых икон.
Это священнодействие не является Таинством, а благочестивой традицией, символизирующей Божественную благодать и милость. Слово «елей» в переводе с греческого означает «милость». На Богослужении мы часто слышим пение «Кирие элеисон!» — «Господи помилуй!».
Говорят: «святые иконы», «святой образ». Почему? Ведь это только изображение Господа, или Богородицы, или святых? — Слово «Святой» в переводе на наш современный язык означает «отделенный для Бога» или «принадлежащий Богу». Так, в задостойнике (ирмос 9 песни канона) праздника Сретения Господня мы читаем «Всяк мужеский пол, ложе сна разверзаяй, свят Богу», то есть, «Всякий рождающийся первенец мужского пола принадлежал Богу».
Таким образом, говоря о предметах, используемых при Богослужении, при общественной или частной молитве, как-то: иконы, мощи, крест, свечи, Евангелие принято называть святыми. Они предназначены только лишь для прославления Бога, Богородицы и Святых Угодников. Использование святых предметов не по назначению или без благоговения, посягательство на них считается грехом святотатства или кощунства.
Почти всегда, когда надо приступить к молитве (утреннее, а особенно вечернее правило), появляется множество дел и мыслей, которые совершенно не волновали до этого времени, хотя и хочу молиться. Это называется нерадение к молитве? Как с этим бороться? — Как мы знаем, молитва – это наш разговор с Богом, нашим Небесным Отцом, Спасителем, Источником и Подателем всяческих благ. Так же в молитвах мы обращаемся к Божьей Матери, святым, как неусыпным ходатаям у Престола Божьего о нас грешных. Но нам также известно, что на пути наших молитв дьявол воздвигает множество преград и искушений. За нашу душу идет постоянная борьба, и как говорит св. ап. Павел «враг ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить». Как только мы решаем обратиться к Богу в молитве, он тут как тут, искушает нас, как Вы пишите «множеством дел и мыслей».
Поэтому борьба с ним – это сосредоточенность и внимательность на молитве, не смотря на все искушения, с обязательным понуждением себя осознанно выполнить свое молитвенное правило до конца, и таким образом постыдить врага и прославить Господа за Его помощь в духовной борьбе. Не воспринимаете эти искушения как Ваше нерадение, потому как Вы пишите, что желание молиться у Вас есть. И присутствие искушений при молитве – это признак того, что врагу Ваша молитва «не нравится» и он провоцирует Вас на духовную брань. Желаю Вам с Божьей помощью в этой борьбе всегда оставаться победителем.
Как церковь относится к кодировке от пьянства? Благословляется это или нет? -Церковь относится критически к любым видам психического воздействия на человека. Психика (психео – душа) – область, над которой власть имеет только лишь Господь. Но если в эту сферу проникает экстрасенс, гипнотизер, целитель, то душе человека может быть нанесен непоправимый вред.
Церковь благословляет лечение алкогольной зависимости прежде всего духовными средствами – пост и молитва, исповедь и Причастие, а также не возбраняет обращаться за квалифицированной медицинской помощью (медикаментозной). Что касается так называемого «кодирования», то Православная Церковь этот метод «целительства» категорически запрещает.
Объясните пожалуйста слова нагорной проповеди «Блаженны нищими сердцем, ибо их есть Царство Небесное»? Кто такие «нищие духом»? — В вашем вопросе речь идет о первой из Заповедей блаженства Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5.3) Слово “блаженство” значит “счастье”, и путь к счастью лежит именно через “духовное нищенство”. О чем тут идет речь? Прежде всего, необходимо уразуметь, что понятие духовного нищенства не является синонимом ущербности, недостаточности, неполноценности. Речь идет, безусловно, о другом, – о духовном состоянии. Здесь нищенство позитивное, со знаком “плюс”, – нищенство, которое на самом деле является силой. Но силой, измеряемой не шкалой ценностей “сильных мира сего”, но ценностей Божьих. “Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф” (Зах. 4.6).
Понятие “бедняки Господни”, известно еще со времен Ветхого Завета, и по содержанию определяется как “ласковые, тихие, смиренные”. Блаженной памяти отец Александр Мень пишет об этом в своем труде “История религии”: “Кротость” и “смирение” – слова, которые сильно пострадали от неправильного употребления и ложных ассоциаций; смирение легко отождествляется ныне с ханжеской елейностью, низкопоклонством, унизительной покорностью. Но в библейской ветхозаветной и христианской традициях смирение понимается как духовное трезвение и доброта, что является противоположным опьянению гордынею… Духовная убогость имеет еще одно важное значение. Нищие духом – это те верующие и верные овечки стада Христова, которые не останавливаются на достигнутом, сердца которых наполнены неугасимым стремлением к Господу, всегда пылают очищающим, согревающим, просвещающим огнем Божьей любви. Это те, которые постоянно жаждут живой воды Слова Божьего, которые воистину есть ненасытимыми в исполнении Воли Божьей, и неутомимо преодолевают трудности на пути стяжания Духа Святого, на пути к Небесным высотам Благодати. Они никогда не скажут с надменным фарисейским самодовольством: “Я богат, и разбогател, и ничего мне больше не нужно”, но как нищие взывают к Господу: “Хлеб наш насущный дай нам днесь…”
Скажите пожалуйста, почему Иисус Христос часто исцеляя больных, просил их никому не рассказывать об этом? — Причина, по которой Господь наш Иисус Христос запрещал исцелённым и воскрешённым рассказывать окружающим о своём чудесном исцелении, – это Его нежелание принимать людскую славу. Он сам сказал о Себе следующее: «Не принимаю славы от человеков…» (Иоанна 5:41). Иисус не искал людской славы или людского признания. Вот почему Он не хотел, чтобы люди распространяли о Нём мирскую славу как о чудотворце или целителе. Своим служением Он пытался показать людям, что Он – обещанный Мессия, Божий Сын. Именно поэтому Иисус призывал людей судить Его не по словам, а по делам, которые как раз и свидетельствовали лучше всяких слов о том, что Он и был Божьим Сыном, то есть Богом во плоти: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Иоанна 10:36-38).
У меня такой вопрос. Означает ли что с приходом Христа, со времен, так бы сказать, Новозаветных, законы Ветхого Завета (например, множество законов данных израильтянам в книге Левит) как бы отменяются, теряют свою силу? — Господь наш, Иисус Христос, отвечая на вопрос о законе сказал: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-41). Из этих слов мы видим, что для нас важно всем сердцем любить Бога и всех окружающих нас людей, потому, что в этих двух заповедях вся квинтэссенция Ветхозаветного Закона.
Как понимать это изречение «Кто примет хотя бы одно дитя во имя Моё, тот меня принимает» — «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12). Этими словами св. ап. Иоанн Богослов раскрывает критерии истинной веры. Вера – это не просто признание факта существования Бога, а жизнь по Божьей Воле и исполнение Его Святых Заповедей. Наибольшая заповедь, по словам Христа, любить друг друга, как Он возлюбил нас. Через любовь к ближним, которых мы постоянно видим вокруг себя, проявляется любовь к Богу, Которого мы никогда не видели. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали мне». Также, уважаемый Александр, и в цитате, которую Вы приводите, Иисус Христос говорит, что если кто окажет милостыню сироте, нищему или просто нуждающемуся ребенку, то тот эту милостыню или доброе дело делает лично для Господа.
Что означают такие слова» оставит человек отца и мать свою и прилепиться к мужу своему»? — В оригинале слова Спасителя звучат: «Оставит человек отца и мать свою, и прилепиться к жене своей, и будут двое одной плотью». Этой фразой Спаситель подтвердил ветхозаветную заповедь: «Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощницу по нему,…и сказал им Бог – плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…». Таким образом, из этих библейских слов следует, что брак, супружество, семья – является богоустановленным состоянием, в котором люди могут находиться при наличии любви, уважения и взаимного согласия. В прошлые времена, в социальном и экономическом плане, молодые люди находились в полной зависимости от своих родителей. При заключении брака подразумевалось, что интересы новой семьи выдвигались на первое место, и прежде всего муж обязан был заботиться о жене и детях, а потом уже о своих родителях. Это не означало, что престарелые родители оставались без внимания, т. к. их интересы были защищены V заповедью: «Чти отца твоего и матерь твою…».
«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним» (Ин.11,16). Для чего Фоме умирать вместе с Лазарем? — Речь в данном месте идет об опасности, которая ожидала Иисуса Христа в Иудее. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Иоан.7:1). Фома как любящий ученик Господа хотел умереть с Ним, то есть пострадать за Его божественную проповедь. Именно потому, что он осознавал какая опасность грозит его Учителю в Иудее. А Лазарь тут при том, что его смерть стала причиной возвращения Спасителя в смертельно опасные для Него места. Поэтому и сказано было- пойдем и мы умрем вместе с ним… Это решение Учителя скорее всего напугало его…. тогда он скорее всего не верил до конца в Божественное происхождение Спасителя.
Почему православные чтут именно воскресный день, а не субботний? Ведь в Писании написано чтить субботу..? — В религии Ветхого Завета – Иудаизма суббота является днем покоя, седьмым днем недели, в который Бог Творец «почил в день седьмый от всех дел своих».(Быт, 2,2). Почитания седьмого дня как дня покоя было Богом утверждено в первом синайском законодательстве в десяти заповедях, четвертая из которых повелевает «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякия дела свои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10) Во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос часто обличал книжников и фарисеев в их формальном, доходящем до абсурда, отношении к субботе, в котором они не замечали судьбу живого человека, теряли здравый смысл. По этому, Иисус Христос и сказал «Не человек для субботы, а суббота для человека». Последователи Иисуса Христа – святые апостолы, первые христиане наряду с субботой начали почитать также и первый день недели – воскресение — день, в который Иисус Христос воскрес из мертвых, день в который Дух Святой сошел на апостолов. И этот воскресный день – день пятидесятницы фактически стал Днем рождения христианской Церкви. На страницах книги Деяния св. апостолов мы читаем, что первые христиане по воскресным дням собирались вместе для молитвы, для преломления хлеба – совершения Евхаристии. В настоящее время в традиции православного Богослужения суббота, как и воскресение, являются особыми днями. Так, в эти дни, как правило, во всех храмах совершается богослужение, не положен пост, а если это время многодневного поста, то пост послабляется. В литургическом седмичном круге седмица (неделя) начинается в воскресение, в день, когда Господь воскрес из мертвых, победил смерть, разрушил ад, положил начало нашему спасению. Каждое воскресение называется также «малая Пасха». Суббота является последним днем недели, завершающим седмичный богослужебный круг, символизирующим день вечного покоя, т. е. Вечность, Царство Небесное.
Помогите понять значение притчи в гл.16 Лк. В чем благодетель управителя? — Затруднение в понимании этой притчи состоит в том, что Христос как будто оправдывает несправедливость. Нельзя забывать, что Христос не оправдал домоправителя, так как Сам называл его неверным (Лк. 16, 8). Он ставит его в пример только за одно качество — за то, что он подумал о будущем и в интересах этого будущего сделал соответственные приготовления. Делая эти приготовления он проявил благоразумие. Являясь распорядителем немалых материальных ценностей, он, давая взаймы, преследовал свой интерес – вынуждал приписывать в расписке «доход» в свою пользу 20-50 %. И когда над ним «сгустились тучи» он решил проявить «благоразумие», отказавшись от «своих» процентов. Все люди в этом мире являются домоправителями. Единственным истинным Хозяином является Бог. Если Господь потребует от нас дать отчет, то мы окажемся несостоятельными. Что же в таком случае можем мы предпринять? Христос советует нам приобрести себе друзей в повседневной жизни. Сегодня от нас зависит кто-то, а завтра мы можем быть в зависимости от других. Бескорыстная дружба имеет вечную цену. Средства, время и здоровье скоро теряются у нас, но благодаря им мы можем завладеть любовью людей, а она ценнее прочих благ. Нам всем придется дать Господу отчет, потому что, как написано, «человеку положено однажды умереть, а потом суд». Поэтому необходимо подумать о будущем. Христос говорит, что сыны века сего догадливее сынов света и являются в некотором отношении примером для верующих. Управитель реально смотрел на положение вещей. Это советует Христос делать и нам: думать о будущем.
Почему нельзя есть перед причастием. И можно ли завтракать, если исповедь и причастие вечером? — В апостольский век первые христиане причащались не натощак (1 Кор.11:20-34). Благочестивый обычай не вкушать пищу и не пить до принятия небесных Христовых Тайн родился у древних христиан из чувства благоговения перед величайшей святыней не позже 3-го века. Об этом свидетельствуют священномученик Киприан Карфагенский, Тертуллиан и другие ранние христианские писатели. Блаж. Августин видит в этом обычае важный духовно-символический смысл. Угодно было Святому Духу, пишет он, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи. Благочестивый обычай был канонически закреплен 50-м правилом Карфагенского собора (397 г.): «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Сохранявшаяся практика причащаться в Великий Четверг после вкушения пищи позже была повсеместно запрещена. Окончательное решение по этому вопросу было принято святыми отцами Шестого Вселенского собора: «Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. 48). Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать» (правило 29). Это правило сохраняет силу и для тех, кто причащается вечером. Для исповеди специального воздержания от пищи не требуется.
Что делать, если несмотря на регулярные исповеди и причастие, уже исповеданные грехи все равно лежат тяжестью на сердце? Исповедовать их снова и снова? — Самое главное нужно дать себе ответ на вопрос – был ли грех просто исповедан (рассказан) или произошло осознанное раскаяние в содеянном. Если возникает сомнение в собственном раскаянии – можно грех еще раз исповедовать, понимая, что грех – это не преступление, а болезнь. Нужно просить у Господа об исцелении своей души и с сокрушенным чувством приступать ко Святому Причащению.
Иногда дьявол ввергает нас в уныние, пытаясь внушить, что нет нам прощения за содеянное. Он хочет, чтобы мы сомневались в силе любви Божьей и Его милосердии, а также в очищающем действии Крови Господней. Из Святого Писания мы знаем, что «кровь Господа нашего Иисуса Христа очищает нас от всякого греха».
Но не всякая болезнь проходит сразу и мгновенно, иногда для выздоровления необходимо время. Это нужно отнести и к недугам души. Время – лучший лекарь. Советую Вам набраться терпения, не впадать в уныние, и читать Псалом 50, как образец покаяния, и Господь обязательно вернет «…радость спасения…».
Как рано надо начинать поститься детям? — По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.) Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью». Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста. Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.