Уроки веры и безверия

Опубликовано в История Епархии

Не сегодня — завтра в Затобольском храме иконы Казанской Божией матери откроется... музей православия. Почему именно здесь и что в нём будет?

Костанайская и Рудненская епархия

Неизвестная нам история
- Почти все, что было задумано, в музее уже есть, - говорит мне настоятель храма иерей отец Андрей. - Мы сидим в учебном классе воскресной школы, на столе детские поделки, на доске следы последнего урока. Но о школах попозже, их у храма две, а пока я просто боюсь не задать очень важный вопрос.
В самом деле, раз музей, значит, должны быть экспонаты. И они уже есть, под стеклом вдоль стен этого и соседнего классов, на стенах в виде старых потемневших икон, и даже между этажами. Там развешаны черно-белые фотографии храмов, вокруг которых когда-то жили кустанайские села. И огромный перечень утрат, имена церквей, которых не стало после революции.
Сколько их было? Вы не поверите, 152, почти что в каждом селе стояла своя. К семидесятым годам двадцатого века уцелевшие можно было пересчитать по пальцам одной руки. То, что построено и восстановлено в последние годы, это капля в море. При этом даже мысли не возникает, нужны ли они нам сегодня. В Новоалексеевке открывали небольшую часовню. Я видел, сколько людей собрало это событие и сколько вопросов было к батюшке.
А вот и ответ на мой вопрос, почему музей открывается в Затобольске. Так получилось, что в этом благом деле совпали три мотива. История православия на нашей земле стала темой дипломной работы отца Андрея в Екатеринбургской духовной семинарии. Со стороны Костанайской епархии ему же было назначено послушание поработать над этой, никем не изученной темой. Плюс интерес самого настоятеля к истории.
Хотите, считайте это счастливым совпадением, а если веруете, то Промыслом Божьим. Сам отец Андрей склоняется к последней версии и, по его словам, тому есть немало доказательств. Когда тема дипломной работы еще витала в воздухе, вся история была словно закрыта плотным занавесом. Не было ничего, кроме отдельных эпизодов, часто жутких, о гонениях на церковь. Но стоило копнуть поглубже, как занавес упал и кто-то словно стал выкладывать ему материалы для работы.
Героические, печальные, трагические истории, совершенно незнакомые нам, - я еще вплету их в свой рассказ. Пока же скажу, как это видится со стороны. Обычно, когда речь заходит о приходе религии в новые земли, чаще всего вспоминаются миссионеры, силой оружия насаждавшие веру. В нашем случае ни о чем подобном речи нет: и храмы, и служители в них были пожеланием народа, простых людей.
Сохранились только фотографии
И вот одна из таких историй, о том, как создавали в Кустанае женский монастырь Иверской иконы Божией матери. Она была подробно описана в газете «Оренбургские епархиальные ведомости» в 1896 году, я же перескажу её очень кратко. Начало монастырю положила скромная по средствам и числу будущих монахинь женская община. Еще летом 1887 года они просили архиепископа Макария благословить их почин. Владыка не отказал, но посетовал на нехватку средств и отсутствие земли под монастырь. Пожилые девицы, как называет их газета, несколько лет сеяли и продавали хлеб, шили одежду, собирали пожертвования.
И, как это часто бывает, не было бы счастья... Зимой 1892 года Кустанай настигла эпидемия. «В это тяжелое время, писала та же газета, - обитательницы общинного дома оказались самоотверженными сестрами милосердия: не стесняясь расстоянием в две-три версты и зимними степными вьюгами, они по сугробам, под пронзительным ветром, ежедневно из поселка ходили в город по больным с провизиею, раздачу которой поручало сестрам начальство, отгребали снег от хижин больных, ходили за ними»...
В благодарность за этот подвиг в 1894 году городские власти выделили землю под монастырь. Настоятельницей была избрана Елена Стефановна Бородина, казначеем Ксения Иосифовна Садчикова. В 1929 году монастырь был уничтожен, и тогда все монахини пошли работать медицинскими сестрами. Их расстреляли в 1937 году, за то что верили в Бога, а не в победу мировой революции.
Можно ли было найти в то время церковь, созданную на бюджетные, государственные деньги? Наверное, нет. Свято-Николаевский соборный храм во имя святителя и чудотворца
Николая, главный храм Кустаная, был построен на собранные народом средства. Его уничтожили в 1937 году вместе с бесценными фресками. Михайловский храм в народе называли купеческим (район нижней оптовки). Сгорел в 1929 году, подозревали поджог, но ни следствия, ни последствий не было.
Эти и множество других культовых сооружений сохранились на фотографиях, которые собрал в музее о. Андрей. Можно было бы пожать плечами и погоревать по поводу диких нравов времен революции. Если бы это варварство было ограничено только теми годами. Но ведь и в семидесятые годы нравы не стали мягче.
Поневоле вспомнишь о судьбе красивейшего деревянного храма, построенного первыми переселенцами в селе Александровка. Долгое время в церкви был клуб. А когда построили новый клуб, старушки пошли по начальству с просьбой вернуть им церковь. Эти их прошения дошли до областного начальства, и вызвали высочайший гнев: «Да вы что там, с ума посходили? Сровнять с землей!» Церковь раздирали на части тракторами и убили не с первой попытки.
Эти праздники остались с нами
Такая вот история православия, со дня сотворения области и до наших дней. Можно только поражаться стойкости верующих. Можно печалиться по поводу идеологии, которая противопоставила себя простым людям. Среди безвинно пострадавших были ведь не только священники, но и обыкновенные верующие. В музее можно увидеть анкеты арестованных и убийственные приговоры. И рядом почетные грамоты с профилями вождей, врученные... священникам за успехи в социалистическом соревновании. Поистине чуден мир, где такое возможно.
В память о тех недобрых временах третий год подряд отец Андрей водит крестный ход к месту расстрела невинных людей у поселка Новосёловка. Его предшественник в этом храме отец Виктор, который был хорошо знаком каждому просвещенному костанайцу, рассказывал о. Андрею, что именно там был найден пробитый пулей череп мужчины с длинными волосами. По его мнению, это был расстрелянный в 1937 году первый настоятель Затобольского храма Василий Иорданский. Его арестовали в ночь с 27 на 28 августа, а в конце октября, после пыток и издевательств, убили. Как это делалось, лучше не описывать, бумага не стерпит. Убивали не только чекисты, а все, на ком была форма и какое-то подобие погон. Включая пожарных. И, случалось, добивали просто поленьями.
Икону, принадлежавшую первому настоятелю, сумела уберечь верующая женщина и она снова нашла свое место в храме. Но оставим в прошлом эти жуткие события, обратимся же к светлым листам истории, ведь были там и праздники, и будничное служение народу. На стендах и в альбомах масса фотографий, на которых счастливые лица прихожан, праздники, которые в последние годы и мы все отмечаем, не боясь последствий. При каждом храме были приходские школы, в которых тысячи ребятишек открыли для себя грамоту.
А что же воскресные школы в Затобольском храме? Чему учат детей в них? И кто они, эти дети? «Первый урок, - отвечает о. Андрей, - всегда творчество. Детская фантазия создает массу любопытных поделок, можно уже выставку собирать. Второй урок — церковно-славянский язык и церковное пение. И третий — устройство мира, Закон Божий». А дети, их человек пятнадцать, это вполне обычные ребята. У каждого есть смартфон или планшет, и навыки интернета Но есть еще и ЭТО знание».
Религию принято считать частью культуры человечества. Значит, эти дети чуть выше своих сверстников, как бы ребячья элита. И конечно же мне интересно узнать, ходит ли кто во взрослую воскресную школу и чем там занимаются? На что о. Андрей отвечает, что там еще больше желающих, и тоже идут уроки, но, конечно, без рукоделия. Отбоя от желающих нет.
Такой вот получается музей и такие уроки. О прошлом, которое грех забывать. О настоящем времени, тоже непростом. И немного о будущем, в котором жить этим ребятишкам. Жаль, не попал сюда в воскресенье, не посмотрел, как и чем они тут занимаются. Ну, значит, будет еще повод приехать.
P.S. Как всегда, слова благодарности Арману Козыбаеву. Это в его портале «Костанай и костанайцы» нашлась выдержка из старой газеты, которая здесь и процитирована.

Источник: https://kstnews.kz/projects/kak_eto_bylo/item-54783

 

История Епархии

Опубликовано в История Епархии

   

Викарианство. Лица и события. 

           13 ноября 1914 года было создано Кустанайское викариатство Оренбургской епархии. (Викариатство - церковно-административная территориальная единица, входящая в состав епархии, во главе с викарием  — епископом, не являющимся правящим архиереем (иерархом), но находящимся в юрисдикции такового.)

Открытие Кустанайского викариатства во главе с епископом, бывшим до этого священником-миссионером, и сосредоточение в его руках руководства миссионерскими организациями епархии, завершило процесс формирования на территории Оренбургской

епархии ведущего направления внешней миссии епархии. Первым епископом-викарием в Кустанае стал Серафим (Александров), время архиерейства - 14 декабря 1914 — 24 марта 1916 г.

После викариатство принял  Епископ Леонтий (Вимпфен). Но пробыл викарием недолго – с 24 марта по 16 декабря 1916 г. 6 июля 1919 года был расстрелян по приказу Кирова.

С 16 декабря 1916 года викарий Кустанайский - архиепископ  Дионисий (Прозоровский). В мае 1923 года был арестован по обвинению в "выступлении противизъятие церковных ценностей", был этапирован в Москву.

В 1918 году ставился вопрос о создании вместо Челябинского и Кустанайского викариатств самостоятельных епархий. Архиепископ Мефодий (Герасимов) дал такую резолюцию: «В принципе с постановлением Епархиального собрания согласен. Но фактическое выделение Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии отложить до более благоприятного времени и выделение вести постепенно. В первую очередь выделить Челябинское викариатство в самостоятельную епископию с упрощённым управлением. Выделение Кустанайского викариатства временно отложить. Кустанайское викариатство Оренбургской епархии закрыть. Таково мое мнение»

Но в  1919 года викарием был вновь назначен Серафим (Александров). Епископом в Костанае он пробыл до 1922 года.  20 ноября 1936 г., будучи епископом другой епархии, он был арестован, обвинялся в распространении антисоветской агитации, и в том, что был обязан делать в соответствии со своим архиерейским саном – награждал священников, повышал их в церковных званиях, оказывал содействие духовенству в других городах, принимал на должности священников ранее репрессированных лиц. Решением Особого совещания при НКВД СССР 27 февраля 1937 г. его приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. Был этапирован в Петропавловск. 26 ноября 1937 г. был приговорен к высшей мере наказания решением Тройки Управления НКВД по Северо-Казахстанской области. Известно, что отца Серафима расстреляли 2 декабря 1937 года в Кустанае. 4 апреля 1989 года он был реабилитирован прокуратурой СССР.

С 1924 по 1925 года епископом-викарием Кустанайского викариатсва Оренбургской епархии был назначен Николай (Амасийский). Перед собором  1925 г. в Кустанае, как и везде, обновленцы обратились к православным с предложением примириться. Епископу Николаю ими было послано обращение, в котором ему предлагалось высказать свои условия и призвать к тому же подведомственное ему духовенство и мирян, а в случае несогласия сообщить, какие он имеет к тому причины и препятствия. Не получая ответа, послали вторично, но оказалось, что он уже уехал из Кустаная и, таким образом, избежал неприятных объяснений.

В 1925 году указом патриарха Тихона была образована Кустанайская епархия. В 1926 году епископом стал местный священник Тимон (Русанов). Он был хиротонисан в 1926 году. Епископ Тимон (в миру Антонин Русанов) родился в Оренбурге в 1873 году в семье священника (был шестым сыном). Епископство Тимона выпало на тяжелые годы распространения обновленчества. Это движение в русском православии не обошло и наш край. Начиная с 24 года, в городе  отмечалась борьба обновленцев с  приверженцами патриарха Тихона. Большинство священников и прихожан Кустаная не поддерживали обновленцев («живоцерковников»). Небольшая часть священства, которая объявила себя «живоцерковниками» активно поддерживалась  советской властью.  Неугодных священников, которые активно боролись с обновленчество м, арестовывали. В Кустанае  «живоцерковниками» объявили себя  священники Никольского собора Александр Косолапов и Арсений Жутов.  В результате епископу Тимону, который был назначен руководить  образованной в 1925 году Кустанайской епархией, пришлось перенести епископскую кафедру в Константино-Еленинскую церковь, в которой он и служил  до своей кончины в 1930 году

Кустанайская епархия существовала пять лет до смерти епископа Тимона, который скончался в возрасте 57 лет в 1930 году. Отпевание совершил Епископ Павел Троицкий. Обновленчество, несмотря на самую активную поддержку атеистического государства, было окончательно побеждено в начале 40-х годов 20-го века. Подавляющее большинство верующих так и не поддержали раскольников.

После смерти епископа Тимона, церковными делами стал управлять викарий Александр (Раевский), в 1936 году его место занял Серафим (Зборовский), который оставался викарием до 1937 г.

Репрессии и гонения

              По новой  Конституции  СССР 1936 года  права голоса получали все граждане страны. Между тем,  всесоюзная перепись  населения 1936 года показала, что почти 57 процентов  населения страны оказались верующими. Кроме того, часть верующих в обстановке террора, когда людей арестовывали лишь за то, что у них дома хранилась Библия, уклонилась от ответа. Таким образом, в выборах в центральный орган государственной власти, которые  должны были  пройти в декабре 1937 года,  могли принять участие  люди чуждых коммунистам убеждений. Люди, не перемолотые в идеологической мясорубке большевизма, явные и скрытые враги Советской власти.  Особое внимание  предлагалось обратить на духовенство и монашествующих, которые и ранее подлежали преследованию по статье 58 Уголовного Кодекса СССР, как враги советской власти, «антисоветчики», «контрреволюционеры».

В Кустанае первые аресты среди духовенства и монашествующих начались 28 августа 1937 года (см. Репрессии и гонения на Русскую Православную Церковь в Кустанайской области в годы советской власти) .  

По архивным данным репрессиям за исповедование своей веры в Кустанайской области в 37-38 гг. подверглись более ста священников, монахов и др. служителей церкви. Среди репрессированных было много и ссыльных священников, которые были высланы в Кустанайскую область из центральных областей   СССР в  20-30 годах XX века.

Все репрессированные и расстрелянные в Костанае  в 1937-38 гг., в т.ч. и по «делу церковников»,  были похоронены  в общих могилах в местах массовых захоронений,  при этом в  материалах уголовных дел места захоронений не указывались. К сожалению, точное место захоронения по каждому из приговоренных к расстрелу в  37-м  году  неизвестно.  На территории Костаная известно три места массовых захоронений репрессированных в 1937 году:  в  районе ГАИ, на Наримановском кладбище и возле городской тюрьмы в районе домов 11,13 и 15 по ул.Жангильдина.  Большое захоронение находится также  возле п. Новоселовка в 15 км. от областного центра.

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви.

В Кустанайской области почти все храмы и монастыри были закрыты и разрушены еще в 20-30 годах. Последний действующий храм — Кладбищенская церковь в г. Кустанае — была закрыта в 1937 году.  После Великой Отечественной войны  часть храмов в Кустанайской области была открыта, но уже к 50-м годам в регионе  остался только один действующий храм — небольшая Константино-Еленинская Церковь. 

В Кустанайской области по  воспоминаниям очевидцев и по архивным данным  было несколько монашеских общин. Они распологались в п.Затобольск, в п.Боровской.  Небольшая монашеская община долгое время находилась в Кустанае в 40-е — 70-е годы  по улице Баймагамбетова (в районе между ул. Шипина и ул.Валиханова). По словам старожилов, монахини жили здесь до середины семидесятых годов. Помнят в Кустанае и протоиерея Николая Пасько, который в 1957 году стал священником Константино-Еленинской церкви, а с 1963 года до середины 80-х годов был настоятелем этого храма. Священник имел большое почитание среди православного народа Кустанайской области. Могила его находится рядом с могилами епископа Тимона и монахинь Анны и Евпраксии.

Современная история 

31 января 1991 года определением Священного Синода и Святейшего Патриарха образовывается Уральская кафедра и ее первым Правящим Архиереем назначается Преосвященный Епископ Антоний.

В состав новой Епархии вошли области, выделенные из состава некогда единой Алма-Атинской и Казахстанской Епархии – это Уральская (Западно-Казахстанская), Актюбинская, Гурьевская (Атырауская), Мангышлакская (Мангыстауская), Кустанайская (Костанайская) и Тургайская (ныне расформированная, часть ее районов присоединены к Костанайской).

В 1992 году Епархия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана и власти Уральска предоставили здание для Епархиального Управления и архиерейского дома.

Поскольку в государстве кардинально изменилось отношение к религии и, в частности, к Русской Православной Церкви, то начался этап возрождения и в нашей Епархии. Увеличилось количество приходов с 22-х до 46-ти.

Костанайская епархия была образована решением Священного Синода от 6 октября 2010 года (с последующим утверждением на Архиерейском Соборе) в пределах Костанайской и Северо-Казахстанской областей путём выделения из состава Чимкентской и Уральской епархий.

Синод постановил епископу Костанайскому иметь титул Костанайский и Петропавловский и определил Преосвященным Костанайским и Петропавловским быть епископу Анатолию (Аксёнову).

23 ноября за торжественном богослужением состоялось официальное вступление в управление епархией Преосвященного Анатолия.

5 октября 2011 года из состава Костанайской епархии была выделена самостоятельная Петропавловская епархия в пределах Северо-Казахстанской области. И наша епархия стала именоваться Костанайской и Рудненской. 25 марта 2011 года решением Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Анатолий назначен председателем Хозяйственного управления Казахстанского митрополичьего округа. 5 октября 2011 года в связи с образованием Петропавловско-Булаевской епархии титул его был изменён на Костанайский и Рудненский.

Благочинные округа епархии: Костанайский округ, Рудненский округ, Федоровский округ, Боровской округ, Никольский округ, Лисаковский округ, Житикаринский округ, Аркалыкский округ.

 

Храмы 19-го начала 20-го века

КОСТАНАЙ — город, основанный переселенцами из центральных областей Российской империи  в конце 19 века. Первоначально поселение называлось Кустанай, вероятнее всего от того, что вблизи поселения находилось одноименное  урочище.  1 октября 1893 года поселение было возведено в степень города,  который назвали Николаевском, в честь  Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.  Для Российской империи такое название было очень распространенным, и поэтому создавало неудобства. Наш степной Николаевск путали Николаевском-Херсонским,Николаевском-на-Амуре, С Николаевском в Самарской губернии, Ново-Николавском (Новосибирск). Поэтому по прошествии 16 месяцев, 8 февраля1895 года, поселение вернулось к прежнему имени. Указом императора Всероссийского  Николая II город Николаевск получил название — Кустанай, а уезд стал именоваться Кустанайским.

Самый первый православный храм   на территории Костанайской области (Костанайского уезда до 1917 года) был построен в казачьей станице Пресногорьковская в 1799 году. Храм имел два придела в честь св. Николая Мирликийского чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. В 1855 году в станице Михайловская была построена церковь в честь архангела Михаила.  Переселенцами из Челябинского уезда XIX века в п.Боровское была построена Космо–Дамиановская церковь, действовавшая до 1931 года.  

В Кустанае первые переселенцы в начале 80-х годов 19 века  построили небольшую православную часовню. Впоследствии,  в восьмидесятых-девяностых  годах 19 века   в Кустанае были построены  Михаило-Архангельская церковь, Свято-Никольский собор (освящен в 1898 году),   Константино-Еленинская церковь (освящена в 1900 году). В 1907 году на месте существовавшей до этого  христианской общины был открыт  женский православный монастырь в честь Иверской иконы Божией МатериПосле Октябрьской Революции 1917 года почти все храмы и монастыри были закрыты, переоборудованы под клубы, библиотеки, мастерские, зернохранилища и т.п., либо были взорваны. Священнослужители, церковные служащие, монахи, подверглись репрессиям, многие из них приняли мученическую смерть. Этот период истории нанес большой урон развитию православия в регионе. Гонения и репрессии заволокли туманным, мрачным облаком всю страну. Как выстаивали православные храмы в те нелегкие времена, когда в них переставали звучать молитвы?

Свято-Никольский собор

39661 20160511 110223Если вы окажетесь в Костанае, то обязательно побываете в центре, на красивой улице, похожей на Парижский арбат. Небольшая, уютная улочка для пешеходов, с каретой и фонтанами. Здесь есть уютные кафе, художественная школа, внушительно выглядит государственный университет. Примерно в этой местности когда-то был был расположен Свято-Никольский собор – красивый и величественный с печальной судьбой. 

Первое упоминание о намерениях построить в Кустанае собор относится к 1883 году. Примечательно, что намерение это возникло у простого народа. В те времена город на Тоболе пребывал в младенческом возрасте, и его население обратилось к властям с просьбой построить здесь православный собор, организовав для этой цели добровольные пожертвования.

На руках у обратившихся было прошение, написанное двумя годами ранее, под которым 1203 семейства первых переселенцев подписались с ходатайством о назначении к ним священника для исполнения необходимых христианских треб. При этом люди обязались построить за свой счет временную часовню и содержать при ней батюшку. Тогда еще царили времена, где люди разводили руками и искренне произносили: «Куда народу без церкви? Без Бога ни до порога!».

В 1883 году  в ответ на ходатайство министерство внутренних дел сообщило военному губернатору Тургайской области следующую новость: «Государь император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел в 10-й день сего ноября, всемилостивейше соизволил на открытие по всей империи собора добровольных пожертвований на сооружение во вновь устраиваемом городе на урочище Кустаная, при реке Тобол храма во имя святого Николая Чудотворца по плану уже благославленному епископом Оренбургским и Уральским».
    
Строительство долгожданного собора продолжалось 4 года, и уже 6 июня 1898 года при огромном стечении народа произошло  освящение соборного храма. Возведенный на пожертвования граждан Российской империи Никольский собор, красовался в самом центре города, там, где теперь сквер у здания областного акимата.Великолепный по архитектуре и внутреннему убранству Кустанайский собор по праву являлся  истинным украшением центральным части города, масштабно выделяясь над всеми окружающими его зданиями и постройками.  Никольскому  собору суждено было сыграть большую роль не только в деле постановки и распространения идеи православия в крае, но и стать своеобразным средоточением просветительства и благотворительных начинаний, особенно проявившихся в организации всяческого рода помощи нуждающемуся населению.

    Собор окружала большая торговая площадь, на которой раньше проводились крупные ярмарки.

В советское время собору была уготована печальная участь - быть разрушенным воинствующими большевиками-безбожниками. В 1930-е годы собор было решено снести, но особая кирпичная кладка не поддавалась разрушению, и в 1938 году собор был взорван. Кирпичи разрушенного храма пошли на строительство дома Советов (ныне там располагается корпус КГУ им. Байтурсынова, о котором говорится выше), также кирпичи собора лежат в основании школы № 12 (детская художественная школа) и других объектов.


Константино-Еленинская церковь

Константино-Еленинская церковьКонстантино-Еленинскую церковь построили в начале ХХ века, в 1900 году. В 1901 году храм освятил епископ Макарий. Более века здесь совершались службы, крестили, венчали, отпевали усопших. На сегодняшний день – это единственная сохранившаяся церковь, из трех, которые раньше были в Костанае. Свято-Никольский собор и Михайло-Архангельская, «купеческая» церковь не уцелели.

Костанайский краевед Арман Козыбаев отметил, что эта здание очень дорого костанайцам и истории края. Церковь – памятник архитектурного зодчества, деревянный храм с глубокой историей, и его необходимо сберечь.

 

 


Михайлово-Архангельская церковь

39662 20160511 110058Эта церковь была особенной в Кустанае. Просторная и красивая, с высокой колокольней, она утопала в пышной зелени сада, и вызывала восхищение жителей. Михайлово- Архангельскую церковь, располагавшуюся на месте современного Центрального рынка, за красоту и популярность среди именитых горожан называли в народе «купеческой».

Старожилы утверждают, что Михайловская церковь была построена особенным образом, без единого гвоздя. Сохранились данные, что при церкви работало Кустанайское общество трезвости. Здесь занимались просветительской и воспитательно-религиозной пропагандой.  В 1920-е годы церковь была закрыта. Сначала храм, как говорят в народе «оглушили», сняли колокола. А позже и сама церковь сгорела при большом пожаре, спасти ее от стихии не удалось.


           Женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери

         iTWFE73LG  В Кустанайском уезде в конце XIX начале XX века жила удивительная обитель, ставшая оплотом и поддержкой для многих верующих православных христиан. Приблизительно в двух километрах от центра, в районе нынешней телевышки, в 1901 году «тщением игуменьи Анны и сестер» был построен деревянный женский монастырь Иверской иконы Божьей Матери. По другим архивным источникам монастырь возник 1889 году, первоначально в виде общины, которая позже была преобразована в женский монастырь.

        В монастыре служили две игуменьи, 27 монахинь и 132 послушницы. Монастырь  содержался трудами, населяющих его монахинь. Получив усадебное место, сестры энергично принялись за устройство сначала временных построек, а затем и капитальных зданий – двух жилых корпусов, Трапезной церкви и храма в честь Иверской иконы Божьей Матери. Храм Божией Матери был невероятной красоты. Он возвышался над обителью, радостно выделяясь своими зелеными куполами. Сестры очень любили свой величественный храм, и молили матушку Богородицу о помощи и заступлении в нелегком деле молитвы за весь мир и помощи страждущим.

Монахини трудились в монастыре, выполняя самую разную тяжелую работу. Они занимались всяческими рукоделиями, пекли просфоры, читали Псалтырь и поминали усопших. В монастыре активно развивалось сельское хозяйство. Это было главным источником существования обители - монастырская земля в 450 десятин в 18 километрах от города.

     На той же земле в 1909 году монастырем был построен и освящен молитвенный дом. При монастыре имелась церковно-приходская школа. Чуть позже сестры открыли приют  для 25 девочек-сирот, чьи отцы погибли во время Первой мировой войны.

Монастырь, по мнению церковного начальства, отличался, высоким духовным настроем и благочестивыми делами.Сохранились исторические данные о непростом времени, когда в городе вспыхнула эпидемия тифа, сестры-монахини оказывали бескорыстную и жертвенную помощь в излечении больных. Монастырь оказывал помощь больным, раненым воинам и их семьям, сестры собирали и отправляли посылки в армию. При монастыре была устроена больница, где бесприютный люд получал медицинскую помощь и уход, теплую сестринскую поддержку.

    Жители Кустанайского уезда трепетно относились к монахиням, искренне ценили их труд и любили монастырь, оказывали ему материальную поддержку.

Для города монастырь был центром добродетели, духовной жизни, местом, где каждый обделенный мог получить помощь и утешение.

Уберечь эту обитель веры и любви не удалось. Случилась кровавая Октябрьская революция, вскоре монастырь был закрыт, храм, который так любили и которым так гордились сестры, разрушен. О дальнейших путях монахинь  достоверных данных в открытых источниках почти нет. О печальной судьбе несчастных сестер, лишившихся дома и обители, мы знаем много из истории Русского Православия. Разоренные гнезда – мужские и женские монастыри тогда были не редкость. А их обитатели подвергались гонениям и репрессиям.

  Современным историкам только в начале XXI века стало известно, что в городе Кустанае в 1937 г. была предана суду целая группа участников «подпольной антисоветской организации церковников», в т.ч. и из-за противодействия закрытию монастыря. В сентябре 1937 г. в Кустанае был арестован, а затем расстрелян П.В. Косенко (Косенков), «священник кладбищенской церкви, протоиерей, окончивший учительскую семинарию, в 1929 г. осужденный к 3 годам концлагеря за противодействие закрытию женского монастыря». Вместе с ним был расстрелян и В.П. Иорданский, «1888 г.р., уроженец г. Оренбурга, там же окончивший духовную семинарию, протоиерей кустанайской кладбищенской церкви». В ноябре 1937 года по приговору тройки УНКВД по Кустанайской области было расстреляно 24 монахини. Обвинение было стандартным: «состояла членом подпольной антисоветской организации церковников, проводила пораженческую агитацию, распространяла слухи о падении Советской власти».

Часть монастырских построек  сохранилось до наших дней: по улице Красносельской возле Телевышки и сейчас  можно увидеть монастырские корпуса. В одном из них располагается школа технического творчества.


Космо-Демьяновская церковь, п.Боровской.

    26723 20160511 033331Одним из ранних поселений, возникших в 80-х гг. XIX века, считается Боровское. Поселение находится в очень живописном месте, окруженное сосновыми и смешанными лесами.

    В Боровском переселенцами из Челябинского уезда XIX века была построена Космо–Дамиановская церковь, действовавшая до 1931 года. Церковь была построена в стиле художественного эклектизма. Эклектизм – повторение, т.е. возвращение к старым принципам культовой архитектуры. Церковь — пятикупольная (пятиглавая), что традиционно для русских храмов.

   Первая церковь в Боровском была построена в 1888 году. Священником в ней служил Азарий Кувшинский. Церковь была деревянная, теплая, но маловместительная. Потому селянами было принято решение о строительстве большой кирпичной церкви. Строил церковь мастер из Ярославля Михаил Корнилович Холодов, кладку вели местные кладчики.  По окончанию работ из города Владимира приезжали художники по росписи стен. Однако первоначальная роспись на стенах не сохранилась. Возведение храма закончилось в 1911 году. Лес для строительства возили на телегах из Аманкарагая, а вот кирпич был местный. Его изготавливали и обжигали в напольной печи рядом с интернатом. Строительство шло на добровольные пожертвования местных жителей. С открытием новой церкви, старую разобрали и перевезли в поселок Ивановский.

В 1930 году в церкви прекратилась служба. Одной из причин стала смерть печника, который отапливал церковь. Мастер был глухонемым, и секреты топки калориферов никому не передал. Как ни пытались топить, ни у кого не получалось. Были тому и другие причины. Служители покинули храм.

В 1931 году стали разбирать колокольню. Материал шел на строительство бани, которая находилась у озера. В 1932 году сняли кресты. Страна становилась на путь индустриализации и духовного обнищания. Если до 1914 года почти в каждом населенном пункте была церковь, то уже через 26 лет не осталось ни одного уцелевшего, действующего храма.

До 1961 года фасад и интерьер церкви понесли значительные утраты. Здание буквально почернело: в урожайном 1956 году в нем разместился зерносклад, окна заколотили щитами. Вскоре на стенах стали появляться трещины... Но церковь выдержала, сумев сохранить свой облик. В 1990 году здание было передано Боровской православной общине».

До 2010 года в храме проводились реставрационные работы. В 2011 году было проведено освящение отреставрированного храма епископом Костанайским и Рудненским Анатолием.

Интересна и история названия этого храма. В поселке Боровском каждый местный расскажет вам об одном удивительном месте в поселке. Предание гласит, что жила в те времена на селе болящая девица. Однажды ей было видение – явились два мужа в странных, необычных одеждах и повелели ей искупаться в источнике. Явившиеся назвались Косьмой и Дамианом. Девица выполнила наказ двух мужей и исцелилась. Радостная, она прибежала в храм, рассказала о чуде и указала на источник. Храм получил имена бессребреников Косьмы и Дамиана. А источник стали почитать в Боровском. И вскоре обнаружили, что вода в нем, вправду, святая и обладает целительной силой.


 

 

Церковь в п. Пресногорьковка

41302 20160905 221846Самой старой  церковью Костанайской области является церковь в п. Пресногорьковка. Так, служебная записка из Тобольской духовной консистории от 12 мая 1766 года, гласит, что грамоты о закладке церквей в крепостях Святого Петра и Пресногорьковской отправлены командиру сибирского корпуса.

Закончили строительство и освятили  храм только в 1792-ом году. Вначале была построена деревянная церковь из сосны Красного леса, росшего на берегу Горького озера, но она сгорела в 1798 году. После этого было принято решение о строительстве каменной церкви, которая была построена в 1799 году.
Здание возводили на самом высоком и сухом месте. Каменная церковь имела два придела: летний и зимний – во имя святого Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери.  Строительством занимались местные мастера, которые имели опыт: известно, что они участвовали в возведении храмов Западной Сибири, расположенных вдоль реки Исети. Потому ими были привнесены в строительство украинские, среднерусские и северорусские мотивы, которые сложились в новый архитектурный стиль — Сибирское барокко. Характеристика стиля барокко сибирского направления: сочетание московского узорочья с восточным колоритом.
Сами прихожане тоже добровольно участвовали в строительстве. Для жжения извести и обжига кирпича требовалось огромное количество дров, для этого пилили окрестные леса и доставляли дрова в крепость. Кирпичи делали из местного сырья, а вот бутовый камень под фундамент подвозился за сотни километров. Раствор на этой стройке использовали особый –  с добавлением яичного белка и алебастра.
         На кладбище у стен церкви находится могила начальника Омского областного управления, генерал-лейтенанта В.И. де Сент-Лорана, скоропостижно умершего в 1835 году при объезде области. Здесь же в Пресногорьковке сохранились уникальные постройки из бревен лиственницы, здания, хранящие память о самых разных исторических событиях. К примеру, сохранился в дом, в котором   9 июля 1891 года во время своего кругосветного путешествия останавливался будущий Император Всероссийский Николай II.

В большие праздники на службу в храм  приходили жители соседних поселков. Особенно много народа собиралось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. Этот день был праздником сибирских казаков. После Октябрьской революции, в 1922 году, имущество храма было описано, а в  1938 году храм был закрыт по решению схода селян и превращен в склад для хранения зерна. В 40-е годы была разрушена колокольня для строительства МТС. С южной стороны храма  была сделана пристройка для сцены клуба. На втором этаже храма настелили пол, сделали библиотеку. С 1957 г. по 1983 годы церковь использовалась как пожарная часть. В 1991 г. храм передан РПЦ.


Архистратиго-Михайловский монастырь

           DSCN0194Женский Архистратиго-Михайловский монастырь в п. Песчанное  был организован  в 1901 году. Первой игуменьей монастыря стала вдова казачьего офицера Анна Казина (игуменья Евпраксия).  Очень подробно об истории монастыря в своей книге «Пресногорьковские были» рассказал писатель Винниченко С.Н.:

          « … В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина, старшего сына полковника Сибирского казачьего войска. Старый Казин проживал в станице Пресногорьковской в большом двухэтажном доме с лавкой в цокольном этаже постройки 1870 года. Кроме этого он получил в потомственное владение за службу участок земли размером в 1207 десятин. Земельный надел полковнику намеряли в 30 верстах от Пресногорьковской. Михаил недолго пожил в доме отца с молодой женой. По пыльному казачьему тракту увез ее в Омск, где служил в одной из сотен 1-го военного отдела. Однако, этот период продолжался недолго – в студеном январе 1890 года есаул Казин скоропостижно скончался. Анна, выдержав страшный удар судьбы, приняла решение: основать на доставшемся в наследство от полковника Казина земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине – пресноводное, богатое рыбой озеро. О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному 1-го Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской, о. Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную». В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского были вырыты землянки для будущих насельниц женской общины. На строительство были использованы средства от продажи дома в станице Пресновской, оказали помощь отец и брат мужа Николай Казин. В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны – дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Прокофьевна Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина. По словам очевидца событий, протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка, соединясь во имя Божьей любви к людям, стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться судьбой обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин». Летом следующего года из своего леса была выстроена крытая тесом часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой овощной огород, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования. После того, как община приютила девочек – сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадский стали посылать денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года Святейший Правительственный Синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго – Михайловскою… На участке проживают до 50 насельниц, занимающихся земледелием и ремеслами, для совершения богослужения имеется небольшой молитвенный дом и сооружается новый храм, есть школьное здание и дом для священника». Летом 1902 года был освящен поместительный деревянный храм во имя Святой Троицы. Приехавший на торжество Преосвященный Омский Гавриил постриг в монашество Анну Васильевну, с наречением имени Евпраксии и возведением ее в сан игуменьи монастыря. Ближайшие ее сподвижницы также приняли духовные имена – Евстолия, Епифания, Серафима, Аркадия, Нина, Ефимия, Еликонида, Евлампия, Анна. Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обращается с письмом к Императрице Александре Федоровне: «будучи пионером христианства, в таком глухом углу, как Киргизская степь. Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер из которых большая часть старух немощных, и в их числе шесть слепых…». Настоятельница заботится и о школе, «этом рассаднике знания в духе православия, самодержавия и народности», поэтому просит Царицу выделить средства на строительство «благолепного» храма и школы. К 1915 году, благодаря помощи Синода, были построены две церкви (страховые оценки по 10000 рублей), часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, с ветряной мельницей, кузницей, большим количеством лошадей, дойных коров, быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад. Собирали в нем крыжовник, клубнику, малину, яблоки. Вся огромная территория березового леса была окопана глубоким рвом. К центру была проведена высокая насыпь , по ней приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое – священник (Николай Попов, Александр Соколов, Иван Симонов) и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в круглом озере. Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения. Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором. О хоре вспоминали те, кто был на службе в храме: «это было красивое, волнующее, исполнение. Церковный хор в исполнении 20 прекрасных молодых голосов под руководством дочери казака станицы Крутоярской Марии Бобровой, приводил молящихся в восхищение, вызывая слезы на глазах. Священник о. Иван Симонов имел сильный голос и, бывало, подхватит какую-нибудь ноту вместе с хором, кажется будто церковь поднимается в воздух». По воспоминаниям очевидцев, в 1917 году Евпраксия была хорошо сохранившейся женщиной. На лице ее почти не было морщин, еще видны были следы былой красоты. Полная, с гордой осанкой, она всегда во время богослужения проходила через всю церковь к своему месту, толпа молящихся с трепетом и поклонением расступалась, давая ей дорогу. С обеих сторон ее поддерживали две монахини, третья несла позади черный шлейф. Около иконостаса она садилась в огромное обитое черным бархатом кресло. Разговаривали с ней через специальную трубку, так как она стала плохо слышать после смерти мужа. Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами 5-й армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но, пока шла братоубийственная Гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно – Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной армии. В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковским отрядом ЧОН. Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли  и расстреляли. Убитые пролежали под мартовским небом всю ночь, а наутро тел не оказалось. В народе разнеслась весть, что монахини были телесно взяты на небо Богом. Лишь спустя год их местонахождение было обнаружено комиссией по изъятию церковных ценностей — прах покоился в главном алтаре Троицкой церкви монастыря. Той ночью молодые монашенки, тайно следовавшие за отрядом и бывшие свидетелями казни, погрузили замерзшие тела на телегу и привезли в монастырь. Власти, с целью опровержения слухов о вознесении монахинь, выставили их останки на всеобщее обозрение. Сегодня никто не знает где покоится прах убиенных… . Монастырь после разгрома восстания был разграблен. В экономии устроили социалистическую сельхоз артель «Труд». В дальнейшем здесь открыли детский дом, в котором жили дети «врагов народа». Детдом просуществовал до 60-х годов. После окончания Великой Отечественной войны детгородок, по описанию Николая Лавринова, выглядел так: «Миновав последние деревья на бугре, оказываюсь в поселочке с теми же, что и до войны несколькими одноэтажными домиками, двумя двухэтажными зданиями и двумя сооружениями, по – прежнему непривычной формы, с неестественными кровлями, напоминающими теперь почему-то всадников без головы. Это — приспособленные под клуб и школу церкви бывшего женского монастыря. Потемневшие от времени строения, остатки садовой изгороди отдавали стариной, казались ветхими и тоже игрушечно маленькими. Непривычно тихо и безлюдно даже по сельским представлениям». В 2009 году от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и 1-ый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – все, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В ее стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Местность покрыта остатками фундаментов различных сооружений, заросших кустарником и молодыми березами. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь. Посещение этого места оставляет в душе человека глубокий след. Будем же и мы хранить память о настоятельнице Архистратиго – Михайловского монастыря, крестный путь которой и мученическая смерть явили нам пример беззаветного служения Господу Богу, народу и Православному Отечеству нашему.»

Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко


 

             Анновский храм.

iРазвалины Анновского храма находятся в Сарыкольском районе Костанайской области. Много лет назад по поручению фрейлины Императорского Величества Анны на территории Сарыкольского района в селе Анновка, в чью честь оно и названо, был построен храм. Рядом с храмом была расположена высокая звонница, а вершины украшены золотыми куполами. С приходом советской власти приняли решение снести храм.
Однако, это сделать было не просто, храм был построен из натуральных материалов, использовавшихся при производстве кирпича для храмов. Анновка златоглавая, Анна Шереметева отличалась умом и сообразительностью. Место, выбранное ею для поселка и храма, находилось на возвышении, близ полноводного озера, и было окружено плодородными землями.
Для того, чтобы начать строительство церкви, она обратилась в ведомство в Новониколаевске, как тогда назывался Костанай о строительстве храма. Конечно, не в полной мере – тогда на подобные дела средства собирались всенародно. На постройку были направлены люди, а население близлежащих сел и самой строящейся Анновки было обложено своеобразным налогом – в виде яиц, молока и других натуральных материалов, использовавшихся при производстве кирпича для храмов.
Раствор, замешанный на этих составляющих, настолько крепок, что и сегодня разбить стену этой церкви невозможно. Возведение храма длилось несколько месяцев. Законченное строение было поистине монументальным: очевидцы говорили, что Анновский храм превосходил своими параметрами большую Боровскую церковь, тоже хорошо сохранившуюся до наших дней.
Рядом с храмом была расположена высокая звонница, а вершины были украшены золотыми куполами, сияние от которых было видно на огромном расстоянии. Но наступили дни кровавого переворота. Советская власть пришла и в этот край. Здесь тоже нашлись приверженцы новой власти. Они приняли решение снести храм. Однако это по вышеупомянутым причинам сделать было непросто.
Полностью храм так и не смогли разрушить. Звонницу разобрали, купола снесли, а главное помещение приспособили под клуб. Анновка потеряла свой статус волостного центра, стала малолюдной. Однако не стоит думать, что храм совершенно заброшен. Да, выглядит он плачевно, внутри все разрушено, нет крыши, но, тем не менее, из близлежащих сел сюда до сих пор приезжают верующие люди, чтобы помолиться в этих стенах. (газета "Костанай Агро")


 Михаило-Архангельская Церковь, п.Михайловка


Станица Михайловская основана в 1833 году при формировании Новой линии. В военно-административном отношении в Михайловский станичный юрт 3-го военного отдела Оренбургского казачьего войска входили посёлки Михайловский, Лейпцигский, Надежинский, Тарутинский, Алексеевский и ещё 10 хуторов. В 1852–1855 годах в ст. Михайловская была построена каменная православная церковь в честь Архистратига Михаила. О том, что в станице Михайловская в 1852 году начато строительство храма, подтверждают церковно – исторические источники: ведомости о церкви с 1852 по 1855 гг. и метрические книги с 1852 по 1854 гг. Ведомость «О вновь выстроенной Михайло - Архангельской Церкви, что на Новой Оренбургской Линии, Троицкаго уезда в Михайловском Укреплении за 1855 год» повествует, что «церковь зданием каменная с таковою же колокольнею, начата постройкою в 1852 году тщанием и старанием прихожан с помощью доброхотных по сборным Книгам подаяний и окончена 1855 году, а освящена октября 16-го числа того же года». После Октябрьской революции церковь была закрыта и находилась в запустении. В 1980 году специалистами из Киева и Ленинграда проводилась внутренняя реставрация храма. В 1986 году в помещении храма был открыт этнографический музей. В 1993 году Архистратиго-Михайловская церковь была возвращена Русской Православной Церкви.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ