Места массовых захоронений жертв политических репрессий 1917-1937 годов в Костанае и Костанайской области

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

В конце восьмидесятых годов 20-го века  на  территории Костанайской области стали   проводится работы по обнаружению мест массовых  захоронений жертв политических репрессий 37-го года.  Было обнаружено  три  места массовых захоронений  в  городе Костанае и массовое захоронение  в Кустанайском районе недалеко  от п.Новоселовка в 17-ти километрах от областного центра.

г.Костанай 1. Массовое захоронение репрессированных граждан  на городском кладбище в районе «Наримановский». Непосредственным местом захоронений является северная часть кладбища, прилегающая к земляному валу, протянувшемуся с востока  на  запад, размером около 10 на 50 метров (на карте место захоронения обозначено стрелкой). 757

2. Массовое захоронение репрессированных граждан на территории, прилегающей к центральному входу городской тюрьмы СИ-7 (учреждение УК-161/1) , занимаемое в настоящее время жилыми строениями по восточной половине ул.Джангильдина, начиная с домов №11 и №15 (на карте место захоронения обозначено штрих-линией и стрелкой).

 fdgg1

3. В районе административного здания ОблГАИ северо-восточный край ложбины, ограниченный по верху проезжей частью улицы Баймагамбетова, напротив  домов  №12 и №18, размером около 5 на 70 метров, с юго-востока на северо-запад по схеме.   На карте место массовых захоронений обозначено пунктирной линией и стрелкой.

46545631

Кустанайский район Массовое захоронение репрессированных граждан было обнаружено в 15-км. от областного центра вдоль трассы на пос. Новоселовка.  Участок открытого пространства, поросшего травой и кустарником, расположенный между лесными массивами, размером около 50 на 100 метров, вытянувшийся с востока на запад, с двумя рядами углублений, размером  2 на 3 метра с окунтуренными кольцевыми земляными валами, являющимися местами массовых захоронений граждан.  В первом ряду,  который расположен  ближе к проселочной  грунтовой дороге, идущей вдоль леса от съезда трассы  с шоссейным покрытием в 2-х километрах от п.Новоселовка, находятся захоронения граждан, которые были расстреляны за совершение тяжских уголовных преступлений. В дальнем от дороги ряду  — захоронения граждан, подвергнутых смертной казни  за «политические преступления». Место массовых захоронений обозначено стрелкой.

 76784

Расследованием 1989-го года так-же было выясненно, что  на закрытом для захоронений городском  кладбище и возле п.Новоселовка  наряду с захоронениями граждан, приговоренных к высшей мере наказания  за «политические преступления» производились захоронения  на одной и той же территории, хотя и в разных могилах, лиц, расстрелянных за совершение тяжких уголовных преступлений (бандитизм, грабеж и т.д.).

25 апреля 2017 на Радоницу в местах захоронения репрессированных и расстрелянных священников, монахов и мирян, были совершенны Литии. Установлен Крест на месте захоронения возле села Новоселовка.

28 августа 2017 года, после окончания Литургии, от храма Казанской иконы Божией Матери в п. Затобольск в 11:00 утра был совершен Крестный Ход к месту массового захоронения пострадавших за веру православных священников, монахов, монахинь и мирян, в котором приняли участие священники и прихожане храмов Костанайской епархии. Шли пешком до деревни Новоселовка 17км. Иерей Андрей Крутин, возглавляющий отдел Канонизации святых в Костанайской епархии, в сослужении духовенства и мирян совершил Литию по почившим мученикам. В Крестном Ходе приняли участие около 250 человек, приехавших для участия из разных храмов Костанайской области.

Игуменья Евпраксия (Анна Васильевна Казина)

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

Игуменья Евпраксия (в миру Анна Васильевна Казина), настоятельница Архистратиго-Михайловского монастыря. В конце 19 века Евпраксия Казина после смерти мужа , казачьего офицера Михаила Казина, основала недалеко от казачьей станицы Пресногорьковская женский монастырь. В 1921 году Евпраксия Казина была растреляна отрядом ЧОН вместе с монахиней Феофанией. 03241 Очень много сведений о игуменье Евпраксии и основанном ею монастыре оставил в своей книге писатель-историк Винниченко С.Н. в книге «Пресногорьковские были»: «… В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина, старшего сына полковника Сибирского казачьего войска. Старый Казин проживал в станице Пресногорьковской в большом двухэтажном доме с лавкой в цокольном этаже постройки 1870 года. Кроме этого он получил в потомственное владение за службу участок земли размером в 1207 десятин. Земельный надел полковнику намеряли в 30 верстах от Пресногорьковской. Михаил недолго пожил в доме отца с молодой женой. По пыльному казачьему тракту увез ее в Омск, где служил в одной из сотен 1-го военного отдела. Однако, этот период продолжался недолго – в студеном январе 1890 года есаул Казин скоропостижно скончался. Анна, выдержав страшный удар судьбы, приняла решение: основать на доставшемся в наследство от полковника Казина земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине – пресноводное, богатое рыбой озеро. О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному 1-го Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской, о. Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную». В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского были вырыты землянки для будущих насельниц женской общины. На строительство были использованы средства от продажи дома в станице Пресновской, оказали помощь отец и брат мужа Николай Казин. В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны – дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Прокофьевна Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина. По словам очевидца событий протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка, соединясь во имя Божьей любви к людям, стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться судьбой обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин». Летом следующего года из своего леса была выстроена крытая тесом часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой овощной огород, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования. После того, как община приютила девочек – сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадский стали посылать денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года Святейший Правительственный Синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго – Михайловскою… На участке проживают до 50 насельниц, занимающихся земледелием и ремеслами, для совершения богослужения имеется небольшой молитвенный дом и сооружается новый храм, есть школьное здание и дом для священника». Летом 1902 года был освящен поместительный деревянный храм во имя Святой Троицы. Приехавший на торжество Преосвященный Омский Гавриил постриг в монашество Анну Васильевну, с наречением имени Евпраксии и возведением ее в сан игуменьи монастыря. Ближайшие ее сподвижницы также приняли духовные имена – Евстолия, Епифания, Серафима, Аркадия, Нина, Ефимия, Еликонида, Евлампия, Анна. Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обращается с письмом к Императрице Александре Федоровне: «будучи пионером христианства, в таком глухом углу, как Киргизская степь. Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер из которых большая часть старух немощных, и в их числе шесть слепых…». Настоятельница заботится и о школе, «этом рассаднике знания в духе православия, самодержавия и народности», поэтому просит Царицу выделить средства на строительство «благолепного» храма и школы. К 1915 году, благодаря помощи Синода, были построены две церкви (страховые оценки по 10000 рублей), часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, с ветряной мельницей, кузницей, большим количеством лошадей, дойных коров, быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад. Собирали в нем крыжовник, клубнику, малину, яблоки. Вся огромная территория березового леса была окопана глубоким рвом. К центру была проведена высокая насыпь , по ней приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое – священник (Николай Попов, Александр Соколов, Иван Симонов) и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в круглом озере. Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения. Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором. О хоре вспоминали те, кто был на службе в храме: «это было красивое, волнующее, исполнение. Церковный хор в исполнении 20 прекрасных молодых голосов под руководством дочери казака станицы Крутоярской Марии Бобровой, приводил молящихся в восхищение, вызывая слезы на глазах. Священник о. Иван Симонов имел сильный голос и, бывало, подхватит какую-нибудь ноту вместе с хором, кажется будто церковь поднимается в воздух». По воспоминаниям очевидцев, в 1917 году Евпраксия была хорошо сохранившейся женщиной. На лице ее почти не было морщин, еще видны были следы былой красоты. Полная, с гордой осанкой, она всегда во время богослужения проходила через всю церковь к своему месту, толпа молящихся с трепетом и поклонением расступалась, давая ей дорогу. С обеих сторон ее поддерживали две монахини, третья несла позади черный шлейф. Около иконостаса она садилась в огромное обитое черным бархатом кресло. Разговаривали с ней через специальную трубку, так как она стала плохо слышать после смерти мужа. Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами 5-й армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но, пока шла братоубийственная Гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно – Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной армии. В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковским отрядом ЧОН. Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли и расстреляли. Убитые пролежали под мартовским небом всю ночь, а наутро тел не оказалось. В народе разнеслась весть, что монахини были телесно взяты на небо Богом. Лишь спустя год их местонахождение было обнаружено комиссией по изъятию церковных ценностей — прах покоился в главном алтаре Троицкой церкви монастыря. Той ночью молодые монашенки, тайно следовавшие за отрядом и бывшие свидетелями казни, погрузили замерзшие тела на телегу и привезли в монастырь. Власти, с целью опровержения слухов о вознесении монахинь, выставили их останки на всеобщее обозрение. Сегодня никто не знает где покоится прах убиенных…

Епископ Кустанайский Тимон (Антонин Русанов).

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

В 1925 году указом патриарха Тихона была образована Кустанайская епархия. Епископом епархии был назначен епископ Тимон (в миру Антонин Русанов). Антонин Русанов родился в Оренбурге в 1873 году в семье священника (был шестым сыном).

Церковное служение:

  • В июне 1893 заканчивает Уфимскую духовную семинарию со званием студента.
  • Сверхштатный псаломщик при Свято-Троицкой церкви села Медведевского Челябинского уезда в 1893-1895 гг.
  • Учитель Зайковской школы грамоты Медведевского прихода Челябинского уезда в 1894-1895 гг.
  • Учитель Кирилло-Мефодиевской ЦПШ Кундравинской станицы Троицкого уезда в 1895-1896 гг.
  • Старший учитель Птиченской второклассной школы Челябинского уезда в 1896-1900 гг.
  • Назначен 27.07.1900 на священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Петровского Челябинского уезда.
  • Рукоположен 17.09.1900 в сан священника.
  • Заведующий и законоучитель Петровской ЦПШ в 1900-1901 гг.
  • Заведующий и законоучитель Петровской и Татарской школ грамоты Петровского прихода в 1901-1902 гг.
  • В августе-октябре 1902 исполнял должность кандидата духовного следователя по XVI благочинническому округу Оренбурской епархии .
  • Назначен 25.10.1902 наблюдателем церковных школ Тургайской области с причислением четвертым священником к Кустанайскому городскому собору.
  • Председатель Кустанайского отделения епархиального училищного совета в 1903-1913 гг.
  • Член Кустанайского комитета о народной трезвости с 9.05.1903.
  • Переведен в 1904 на штатную диаконскую вакансию к тому же собору.
  • Депутат от Кустанайского благочиннического округа на 10-м общеепархиальном съезде духовенства Оренбурской епархии в августе 1904.
  • Благочинный Тургайского округа с 30.07.1906.
  • Член Особого местного комитета по удовлетворению духовных потребностей переселенцев с августа 1907.
  • Переведен на те же диаконские доходы к Кустанайскому собору сверх штата с 1908.
  • Законоучитель при директоре Кустанайской тюрьмы с августа 1910.
  • Депутат в августе 1911 на Челябинском окружном училищном съезде духовенства. Депутат от Тургайского округа в 1911 на 14-м общеепархиальном съезде духовенства ОЕ.
  • В 1911 был в отпуске в течение одного месяца. Явился в срок (ОГАЧО И75.1.1).
  • Член епархиального комитета Православного миссионерского общества по списку 1911 (1912.46.1.С.494).
  • Провел в 1911 сбор пожертвований по благочинию в пользу ОВОДС (1912.47.1.С.503).
  • Назначен членом Кустанайского уездного комитета ОЕ для оказания помощи голодающим от неурожая 1911-1912 гг. (1913.31-32.1.С.279).
  • Провел в 1912 сбор пожертвований в округе в пользу ОВОДС.
  • Член-соревнователь общества (1914.2.1.С.13,18).Провел сбор пожертвований среди духовенства округа в 1913 на образование стипендии при духовных учебных заведениях ОЕ в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Сам явился щедрым жертвователем (1913.39.1.С.352).
  • Инспектор курсов для малоопытных учителей ЦПШ Тургайской области, проходивших в г. Кустанае с 30 июня по 2 августа 1913. Провел шесть бесед по вопросам практической школьной жизни (1914.32-33.1.С.35, 36 вкладыш).
  • Провел сбор пожертвований в 1913 по своему округу в пользу ОВОДС (1915.19-20.2.С.7 вкладыш).
  • Депутат от Тургайского благочиннического округа на 15 общеепархиальном съезде духовенства ОЕ в августе-сентябре 1914. Член комиссии съезда по распределению правительственных средств между нуждающимися приходами от Кустанайского уезда (1914.37-38.1.С.13,16 вкладыш).
  • Поддержал на съезде 20.08.1914 ассигнований на кратковременные миссионерские противосектантские курсы (1914.42-43.1.С.31 вкладыш).
  • Положительно отозвался на съезде 20.08.1914 о псаломщическо-диаконских курсах в селе Михайловском Оренбургского уезда (1914.46-47.1.С.36 вкладыш).
  • Предложил на съезде 27.08.1914 выделить средства на школьные принадлежности для ЦПШ (1914.50-51.1.С.66 вкладыш).
  • Член Кустанайской испытательной комиссии для ищущих должности псаломщика и диакона.
  • Председатель Кустанайского отделения епархиального училищного совета в августе-сентябре 1914. Далее и. о. председателя до 1918 (ОГАЧО И75.1.1).
  • Член Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества по списку 1914 (1915.33-34.2.С.46).
  • Действительный член ОВОДС по списку 1914 (1915.49-50.2.С.15 вкладыш).
  • Провел в 1914 сбор членских взносов и пожертвований в своем округе на нужды ОВОДС (1915.47-48.2.С.6 вкладыш).
  • Председатель экзаменационной комиссии в одноклассной русско-киргизской (казахской) школе Макарьевского миссионерского стана в 1914 (1915.27-28.2.С.27 вкладыш).
  • Провел в 1915 сбор членских взносов и пожертвований в Тургайском благочинии для ОВОДС (1916.19-20.2.С.6 отчета).
  • Назначен 28.04.1915 Кустанайским уездным бесприходным наблюдателем ЦПШ, в связи с чем, отчислен от должности благочинного Тургайского округа и оставлен сверхштатным священником Кустанайского собора без права получения части доходов соборного духовенства (1915.16.1.С.171,172).
  • После перехода всех ЦПШ в ведомство МНП и упразднения должности уездных бесприходных наблюдателей церковных школ, назначен 12.05.1917 вторым священником Кустанайского собора с правом получения причитающейся части доходов.
  • Законоучитель бывшего Кустанайской второклассного школы в 1917-1918 учебном году.
  • Законоучитель Кустанайского русско-киргизского женского начального училища, 5-го женского и 11-го мужского начальных училищ с 1.09.1918.

Церковные награды:

  • Награжден 27.07.1898 архипастырским благословением.
  • Награжден набедренником 6.03.1903.
  • Награжден 29.03.1906 скуфьей.
  • Награжден 3.02.1907 архипастырским благословением.
  • Награжден серебряной медалью на двойной Владимировско-Александровской ленте в память 25-летия ЦПШ.
  • Награжден 6.11.1910 благословением Святейшего Синода с грамотой.
  • Награжден наперсным крестом от Святейшего Синода ко дню рождения Государя Императора 6.05.1913 (1913.19-20.1.С.173).
  • Имел светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (ОГАЧО И75.1.1).
  • Награжден орденом Св. Анны 3 ст. ко дню рождения Государя Императора 6.05.1916.

Архиепископом Оренбургским и Тургайским Дионисием в мае  1917 года пр. Антонин Русанов назначен вторым священником в Кустанай в Никольский собор. После смерти настоятеля Никольского собора заменил его. Исполнял должность инспектора церковно-приходских школ Кустанайской епархии. В 1922 году овдовел и принял монашество. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон вызывает отца Антонина Русанова в г.Москву и 10 августа возводит его в сан Епископа с именем Тимон. По решению Синода с 1925 года 10 августа открывается Кустанайская епархия, и Епископ Тимон назначается Кустанайским Первосвятителем. В 1925 году два священника Никольского кафедрального собора г.Кустаная — Александр Косолапов и  Арсений Жутов объявляют себя «Живоцерковниками» и владыко Тимон  был вынужден перенести свою кафедру в Константино-Еленинскую церковь.

Кустанайская епархия существовала пять лет до смерти епископа Тимона, который скончался в возрасте 57 лет в 1930 году. Отпевание совершил Епископ Павел Троицкий.

shghh12

Отпевание епископа Тимона (Антонина Русанова) в Константино-Елениской церкви, 1930 год.

Похоронен был на Центральном городском кладбище. В 1975 году данное кладбище было закрыто и снесено, на его месте был разбит Парк Победы. По благословению Иосифа, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, останки епископа Тимона в 1975 году были перенесены на новое кладбище в районе Кустаная-2.

2 69762567b4

1 34d854da92

Могила Епископа Тимона (Антонина Русанова) на Костанайском кладбище

Сохранились воспоминания  протоиерея Николая Пасько, настоятеля Константино-Еленинской церкви о перезахоронении епископа Тимона в 1975 году:


По БЛАГОСЛОВЕНИЮ Преосвященнейшего ИОСИФА, Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского от 09.05.1975 года о перенесении останков Преосвященного ТИМОНА,

Епископа Первосвятителя Кустанайского на новое кладбище:

Сегодня в среду 18 июня 1975 года состоялось перенесение останков смиренного ТИМОНА, Епископа Первосвятителя Кустанайского, почившего о Господе 21 мая 1930 года со старого городского кладбища на новое в районе 2-й Кустанай. По вскрытии могилы в 12 часов дня останки извлечены и одеты в чехол-мантию, изготовленную заранее, после чего возложены на автотранспорт и доставлены к месту захоронения! По обоим сторонам дороги следования молодые деревца в строгом равнении яко Святые АНГЕЛЫ, несли почетный караул следования останков СВЯТИТЕЛЯ, освятивший своим Служением и Стопами землю СВЯТУЮ КУСТАНАЙСКУЮ!  День выдался прекрасный в голубом небосводе сияющее своей июньской красотой солнце, приветливо встретило прибытие останков ПЕРВОСВЯТИТЕЛЯ – ТИМОНА!  По изготовлению в могиле ниши, под водительством Духа СВЯТОГО в 14 часов 40 минут м/в с Благоговением останки были сняты с автотранспорта и опущены в освященную Святой Иорданской водой и Благовониями могилу!

  • Гроб истлевший совершенно не имеет своей формы;
  • МИТРА и Св.Евангелие прочно на своем месте;
  • Тело во весь рост ЦЕЛОЕ, яко обуглившееся, было уложено в нишу на постланный ковер, в левой стороне могилы и замуровано дощатым щитом … После могила засыпана землей в 45-й год, 16-й день по представлении под №2905.

Сие совершилось ввиду закрытия городского кладбища.

Настоятель Свято Константино-Елениского Храма Божия Милости Священно-Протоиерей Николай Пасько сие совершил.


Официально епископ Тимон умер от язвы (рака) желудка 01.07.1930г. Кустанайская епархия была закрыта вскоре после смерти еп. Тимона в 1930-м году. Обновленчество, несмотря на самую активную поддержку атеистического государства, было окончательно побеждено в начале 40-х годов 20-го века. Подавляющее большинство верующих так и не поддержало раскольников.

Священник Василий Александрович Преображенский

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

Священник Василий Александрович Преображенский, 22.02.1878 г.р.,  родился и вырос в бедной крестьянской семье, проживавшей в Вологодской губернии. В 1901 году окончил семинарию и был назначен священником при Погосте Тотемского уезда. В 1909 году он вместе с семьей был сослан в станицу Пресногорьковскую под надзор полиции. Жена священника, Анна Христофоровна, была заведующей казачьим училищем. 12Дети Преображенских: Александр и Екатерина (умерли в раннем возрасте в 20-х годах, похоронены в Пресногорьковке, рядом с отцом), Людмила (┼ в 1946 г. в Кемерово), Николай (1910 – 1943 гг.), Владимир (1917 – 1981 гг.), военврач, Сергей (1904 – 1990 гг.). В Пресногорьковке Преображенских очень уважали – еще в конце 90-х старожилы вспоминали Анну Христофоровну как очень строгую и справедливую учительницу. В 1921 году священник Василий Преображенский и церковный староста Петр Лученинов были расстреляны как участники Западно-Ишимского восстания, с формулировкой «за участие в шпионаже и грабеже». Отец Василий принял мученическую смерть. Каратели привязали его цепями и дубу, росшему рядом с почтовым трактом у леса Маяк и долго пытали, после чего расстреляли. Сохранилось воспоминание жительницы села Пресногорьковка Александры Руфовны Винниченко середины 80-х годов: по ее мнению, о.Василий был расстрелян в Пресногорьковке «просто потому, что был священником…».

«Омские епархиальные ведомости» в феврале 1917 года поместили заметку под названием «Пастырь добрый». В ней обыватель писал: «Из ст. Пресногорьковской переведен в Ново – Омск священник о. Василий Преображенский. За свою семилетнюю службу в станице он зарекомендовал себя как истинный пастырь народа и как общественный деятель. Он был инициатором и учредителем Богородице-Казанского братства, которое снабжает станицу учебными пособиями и преследует благотворительные цели. В 1916 году оно кормило бедных. В нынешнюю войну оказывает посильную поддержку солдаткам. До открытия здесь высшего начального училища Братство имело школу, которая подготовила учеников в высшее начальное училище, и все ученики 4 класса являются воспитанниками братства. Братство не оставляет своих выучеников и сейчас, давая им стипендии: например в Курганской гимназии есть братская стипендиатка (Меринова Т.Д. – прим.С.В). Преображенским было открыто кредитное товарищество, которое имеет паровую мельницу и наличный капитал. Им же учреждены: общество потребителей, которое имеет магазин и с/х общество, целью которого является снабжение населения с/х машинами на прокат, с/х общество имеет показательное поле. Св. Преображенский во всех этих учреждениях принимал деятельное участие и состоял председателем.. Узнав о переводе своего пастыря, прихожане поднесли ему письменный прибор с надписью: «священнику о. Василию Преображенскому от благодарных Пресногорьковичей». Общество потребителей, в благодарность за плодотворную деятельность вручило ему 100 рублей на проезд. Рождественские праздники о. Василий провел со своими прихожанами. 15 января им была отслужена последняя литургия. Почти вся станица собралась в храме. Трогательно было прощание пастыря с пасомыми. Плакал священник, плакали и прихожане. После обедни священник уезжал. Масса народа провожала его. Многие поехали провожать версты за две, а о. дьякон, учащие высшего начального училища и следователь поехали провожать за 18 верст до ближайшего поселка. Станица лишилась главного импульса культурной и общественной жизни…».Preobragenskii

Священник Василий Александрович Преображенский с женой Анной Христофоровной. Фото начала 20-го века

Воспоминания о гибели протоиерея Николая Яковлевича Русанова

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

Русанова Галина Алексеевна, внучка протоиерея Николая Яковлевича  Русанова:

«… Когда дедушку (прот. Николая Русанова) арестовали и из Кустаная отправили в г.Троицк, Челябинской обл., то бабушка,  Апполинария Ивановна Русанова, вместе с детьми, отправилась за ним в Троицк. В Троицке бабушка ходила к нему в тюрьму и приносила передачи. И однажды, когда бабушка пришла с очередной передачей,  то она увидела на ногах у одного из  солдат-охранников тюрьмы дедушкины сапоги. И она поняла, что дедушки больше нет в живых ...».

Не сохранилось ни фотографий, ни писем о. Николая Русанова. Вероятно, во времена гонений, все письма и фотографии были уничтожены.  По словам Русановой Галины Алексеевны, родители в советское время скрывали от них, что их дедушка был священником, а так-же то, что  многие родственники были священнослужителями, в т.ч.  и мл. брат Николая Русанова  —  Кустанайский епископ Тимон (в миру Антонин Яковлевич Русанов).

Протоиерей Николай Яковлевич Русанов

Опубликовано в ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

Протоиерей Николай Яковлевич Русанов 02.03.1868 года рождения, из семьи священника, окончил духовную семинарию в г.Уфе, до ареста 30 августа 1920 года — протоиерей Никольского собора, проживал в городе Кустанае на пересечении Товаровской и Соборной улиц, в д.№41 и имел следующий состав семьи:

Жена: Апполинария Ивановна,

Дети: Федор, Павел, Михаил, Яков, Алексей, Клавдия и Иулия.

После окончания духовной семинарии с 1894 года работал учителем, с 1900 года служил священником Михаило-Архангельской церкви села Петровского Челябинского уезда, с 1902года — священник Никольского собора г.Кустаная.

Церковное служение прот.Николая Русанова:

  • Окончил в июне 1893 года Уфимскую духовную семинарию со званием студента.
  • Сверхштатный псаломщик при Свято-Троицкой церкви села Медведевского Челябинского уезда в 1893-1895 гг.
  • Учитель Зайковской школы грамоты Медведевского прихода Челябинского уезда в 1894-1895 гг.
  • Учитель Кирилло-Мефодиевской ЦПШ Кундравинской станицы Троицкого уезда в 1895-1896 гг.
  • Старший учитель Птиченской второклассной школы Челябинского уезда в 1896-1900 гг.
  • Назначен 27.07.1900 на священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Петровского Челябинского уезда.
  • Рукоположен 17.09.1900 в сан священника. Заведующий и законоучитель Петровской ЦПШ в 1900-1901 гг.
  • Заведующий и законоучитель Петровской и Татарской школ грамоты Петровского прихода в 1901-1902 гг.
  • В августе-октябре 1902 исполнял должность кандидата духовного следователя по XVI благочинническому округу ОЕ.
  • Назначен 25.10.1902 наблюдателем церковных школ Тургайской области с причислением четвертым священником к Кустанайскому городскому собору.
  • Председатель Кустанайского отделения епархиального училищного совета в 1903-1913 гг.
  • Член Кустанайского комитета о народной трезвости с 9.05.1903.
  • Переведен в 1904 на штатную диаконскую вакансию к тому же собору.
  • Депутат от Кустанайского благочиннического округа на 10-м общеепархиальном съезде духовенства ОЕ в августе 1904.
  • Благочинный Тургайского округа с 30.07.1906.
  • Член Особого местного комитета по удовлетворению духовных потребностей переселенцев с августа 1907.
  • Переведен на те же диаконские доходы к Кустанайскому собору сверх штата с 1908.
  • Законоучитель при директоре Кустанайской тюрьмы с августа 1910.
  • Депутат в августе 1911 на Челябинском окружном училищном съезде духовенства.
  • Депутат от Тургайского округа в 1911 на 14-м общеепархиальном съезде духовенства ОЕ.
  • Член епархиального комитета Православного миссионерского общества по списку 1911 (1912.46.1.С.494).
  • Провел в 1911 сбор пожертвований по благочинию в пользу ОВОДС (1912.47.1.С.503).
  • Назначен членом Кустанайского уездного комитета ОЕ для оказания помощи голодающим от неурожая 1911-1912 гг. (1913.31-32.1.С.279).
  • Провел в 1912 сбор пожертвований в округе в пользу ОВОДС. Член-соревнователь общества (1914.2.1.С.13,18).
  • Провел сбор пожертвований среди духовенства округа в 1913 на образование стипендии при духовных учебных заведениях ОЕ в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Сам явился щедрым жертвователем (1913.39.1.С.352).
  • Имел светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (ОГАЧО И75.1.1).
  • Инспектор курсов для малоопытных учителей ЦПШ Тургайской области, проходивших в г. Кустанае с 30 июня по 2 августа 1913. Провел шесть бесед по вопросам практической школьной жизни (1914.32-33.1.С.35, 36 вкладыш).
  • Провел сбор пожертвований в 1913 по своему округу в пользу ОВОДС (1915.19-20.2.С.7 вкладыш).
  • Депутат от Тургайского благочиннического округа на 15 общеепархиальном съезде духовенства ОЕ в августе-сентябре 1914. Член комиссии съезда по распределению правительственных средств между нуждающимися приходами от Кустанайского уезда (1914.37-38.1.С.13,16 вкладыш).
  • Поддержал на съезде 20.08.1914 ассигнований на кратковременные миссионерские противосектантские курсы (1914.42-43.1.С.31 вкладыш).
  • Положительно отозвался на съезде 20.08.1914 о псаломщическо-диаконских курсах в селе Михайловском Оренбургского уезда (1914.46-47.1.С.36 вкладыш).
  • Предложил на съезде 27.08.1914 выделить средства на школьные принадлежности для ЦПШ (1914.50-51.1.С.66 вкладыш).
  • Член Кустанайской испытательной комиссии для ищущих должности псаломщика и диакона.
  • Председатель Кустанайского отделения епархиального училищного совета в августе-сентябре 1914. Далее и. о. председателя до 1918 (ОГАЧО И75.1.1).
  • Член Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества по списку 1914 (1915.33-34.2.С.46).
  • Действительный член ОВОДС по списку 1914 (1915.49-50.2.С.15вкладыш).
  • Провел в 1914 сбор членских взносов и пожертвований в своем округе на нужды ОВОДС (1915.47-48.2.С.6 вкладыш).
  • Председатель экзаменационной комиссии в одноклассной русско-киргизской (казахской) школе Макарьевского миссионерского стана в 1914 (1915.27-28.2.С.27 вкладыш).
  • Провел в 1915 сбор членских взносов и пожертвований в Тургайском благочинии для ОВОДС (1916.19-20.2.С.6 отчета).
  • Назначен 28.04.1915 Кустанайским уездным бесприходным наблюдателем ЦПШ, в связи с чем, отчислен от должности благочинного Тургайского округа и оставлен сверхштатным священником Кустанайского собора без права получения части доходов соборного духовенства (1915.16.1.С.171,172).
  • После перехода всех ЦПШ в ведомство МНП и упразднения должности уездных бесприходных наблюдателей церковных школ, назначен 12.05.1917 вторым священником Кустанайского собора с правом получения причитающейся части доходов.
  • Законоучитель бывшего Кустанайской второклассного школы в 1917-1918 учебном году. Законоучитель Кустанайского русско-киргизского женского начального училища, 5-го женского и 11-го мужского начальных училищ с 1.09.1918.

Церковные награды:

  • Награжден 27.07.1898 архипастырским благословением.
  • Награжден набедренником 6.03.1903.
  • Награжден 29.03.1906 скуфьей.
  • Награжден 3.02.1907 архипастырским благословением.
  • Награжден серебряной медалью на двойной Владимировско-Александровской ленте в память 25-летия ЦПШ.
  • Награжден 6.11.1910 благословением С.С с грамотой.
  • Награжден наперсным крестом от С.С. ко дню рождения Государя Императора 6.05.1913 (1913.19-20.1.С.173).
  • Награжден орденом Св. Анны 3 ст. ко дню рождения Государя Императора 6.05.1916.

После ареста 30 августа 1920 года в Политбюро при Кустанайской Уездной Советской милиции поступали заявления в защиту прот. Николая Русанова от отдельных граждан и группы лиц. Сбор подписей организовал священник Никольского собора Антонин Яковлевич Русанов,мл. брат протоиерея Николая Русанова. 9 октября 1920 года дело в отношении о.Николая  направлено в Челябинскую Губернскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, куда поступило новое заявление об освобождении о.Николая под поручительство прихожан. По версии обвинения протоиерей Николай Яковлевич Русанов неоднократно высказывался против советской власти и большевиков. Так, на похоронах белых офицеров согласно показаниям свидетелей, называл «большевиков людьми отрицающими все священное (безбожниками), а павшие офицеры по его словам достойны венца и царства Небесного». Неоднократно призывал с амвона во время проповеди избегать общения с большевиками, называл их насильниками и грабителями. В архиве имеются показания, которые давал протоиерей Николай Яковлевич Русанов  в ответ на обвинения, которые были против него выдвинуты:

1. Во время Богослужения я говорил проповедь о восстании, которая выражалась в соделании слезы Христа, о всех будущих несчастиях, конечно о тех несчастиях, которые постигли нас. 2. На вопрос о порицаниях коммунистов, что они антихристы, мною читалось послание патриарха Никона, где говорится проклятие антихристам на всех тех, кто идет против Христа и религии! 3. Если я сказал безбожникам: воспитывайте детей в религиозном духе, жить совместно венчаными в храме и др. Я в этом случае иду против убеждений коммунистов и делаюсь агитатором против советской власти.

25 ноября 1920 года Челябинская ГубЧК постановила протоиерея Николая Яковлевича Русанова за «контрреволюционную агитацию с амвона во время совершения богослужения» «как опасному и вредному врагу для Советской Республики применить высшую меру наказания — расстрел». Приговор приведен в исполнение 28 ноября 1920 года.  По воспоминаниям внучки протоиерея Николая Русанова — Галины Алексеевны Русановой —  родственники узнали о смерти о. Николая только тогда, когда Апполинария Ивановна Русанова  увидела  на ногах охранника тюрьмы сапоги о.Николая.  Официально о смерти Николая Яковлевича Русанова родственникам не сообщили (см. воспоминания Русановой Галины Алексеевны, внучки протоиерея Николая Яковлевича  Русанова).

15 апреля 1999 года Прокуратурой Кустанайской области вынесено заключение о незаконности решения Челябинской ГубЧК (осуждение внесудебным органом), в связи с чем Николай Яковлевич Русанов подпадает под действие ст. 5 Закона РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года и подлежит реабилитации.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 545-593 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@gmail.com