«По делам их узнаете их» Интервью епископа Анатолия газете «Костанайские новости» от 11.10.2018 г.

Опубликовано в Встречи

Костанйская и Рудненская епархияБеседует корреспондент газеты Людмила Фефелова: Владыка, спасибо, что нашли время для беседы. Просить Вас о встрече подвигли нерадостные события в православном мире – раскол тысячелетия, как утверждают эксперты. Действительно ли таков масштаб несогласия между РПЦ МП (Русская Православная Церковь Московского Патриархата) и УПЦ КП (Украинская Православная Церковь Киевского патриархата)? Что делать русским, украинцам в условиях, когда одна церковь намерена отделиться от другой?

Из Википедии: УПЦ КП возникла в 1992 году в результате действий митрополита Русской православной церкви Филарета (Денисенко), бывшего предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата), и архиереев Украинской автокефальной православной церкви, поддержанных руководством независимой Украины. Приверженцы УПЦ КП возводят её историю к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, отрицая законность её перехода в юрисдикцию Московского патриарха в 1686 году.

Владыка Анатолий: Что делать православным? Надо веровать, быть православными, молиться, участвовать в Богослужении и заниматься своей душой. Чтобы православный мир сохранялся, надо чтобы он был православным. А когда название расходится с действительностью, тогда наступает в обязательном порядке финал. Обязательно разделится понятие жизни. То, что происходит сейчас в православном мире, это просто констатация факта, который уже давно совершился, только не был обозначен официально. Если Вселенский патриарх не был православным, а его называли Святейшеством, то сейчас не будут называть. То же самое и на Украине. Там сейчас четыре церкви - раскол явный и очевидный.

Все претендуют на православных, но как только они отделяются от православного мира, они не могут таковыми называться. Был такой молитвенный человек, умница, митрополит Московский Платон. Он создал систему образования, которую нигде, ни в какое время не смогли повторить. Вошла в историю его знаменитая Вифанская семинария, где была создана уникальная система. Среди его учеников знаменитый Филарет Дроздов, митрополит, написавший впоследствии Катехизис, участвовавший в разработке Манифеста об освобождении крестьян в 1861 году. Этот великий человек однажды написал своему викарному епископу Августину: «…слухи ходят, что якобы грядет соединение нашей православной церкви с папской, бывшей некогда христианскою». То есть человек 19 века, обладавший полной информацией, не называл католицизм христианством, и поэтому констатировал то, что есть на самом деле, к чему ведет любой раскол.

Людмила Фефелова: Церковь нас учит смирению. Нам говорят: не осуждайте, не давайте оценок ближнему своему. Но многие обратили внимание, что митрополит Волоколамский Иларион, к которому православные относятся с огромным уважением, сказал, что Константинопольский патриарх совершил подлость. По-христиански ли это?

Владыка Анатолий: Христа распяли. Как вы думаете, это ему милость сделали или его убили зверски?

Людмила Фефелова: Распятие – это варварство, без сомнения…

Владыка Анатолий: Вот и митрополит Иларион назвал вещи своими именами. Находясь в статусе святейшего патриарха Константинопольского, претендуя на главенствующее почитание, человек совершает подлость – раздирает церковь. То есть, раскольников, которые лишены сана, творят вещи вопреки Евангелию, в угоду политическим нуждам, делает равными православной церкви. Этого делать нельзя. Можно сравнить: какая-то политическая партия ратует за образование, пенсии и другие социальные блага. И вдруг находится человек, который говорит: не нужно пенсий старикам, не надо ничему учить детей, три-четыре класса им хватит, и только отдельным гражданам можно позволить учиться в школе 12 лет. И человек этот создает партию. Можете представить, что будет, если государство скажет: эти партии у нас равны, мы им даем общее предначертание, мы их соединяем в одну партию. Что будет? Пенсии будут? Нет. Образование будет? Нет. Потому что государство встало на сторону тех, кто разваливает. Константинопольский патриарх встал на сторону тех, кто разваливает. Конечно, из политкорректности мы говорим об этом не так громко, ищем другие слова, не можем выказывать свое неуважение, не должны быть источниками оскорблений, это вполне понятно, но поступать по существу мы должны. Я не могу быть православным, и делать дела не православные. Допустим, приехать к Филарету и совершать литургию, то есть, все, что говорил Христос, бросить под ноги человеку, попирающего каноны православия. Почему мы в свое время вывели из Государственной думы священнослужителей? Потому что в Евангелии написано, это прямая речь Спасителя: да будет ваше слово «да» - это «да», а «нет» - это нет. А мы видим, что политик часто говорит одно, а делает другое, не выполняет обещаний. Священники были выведены оттуда, где есть двойные стандарты.

Людмила Фефелова: Символ православной веры, молитва «Верую», содержит такие строки «верую во единую, святую, соборную и апостольскую церковь». Раскол – потому и раскол, что он разрушает единство и соборность?

Владыка Анатолий: Попрано то, что является основой церкви. Нарушена соборность - Константинопольским патриархом.  Сегодня оспаривается право Константинопольского патриарха создавать автокефальную церковь на Украине. Но еще первый и второй Вселенский соборы, это 325 и 381 годы, указали порядок почитания церквей, после Рима, Константинополь, Александрия, Иерусалим и Антиохия. Эти сведения можно найти в интернете. РПЦ – образована позже и находится на 5-ом месте почитания. Именно Русская Православная Церковь была причиной возвеличивания Константинопольского патриарха Варфоломея. Это произошло в новые времена, когда мы праздновали тысячелетие Крещения Руси. Когда наш Патриарх служил вместе с Варфоломеем в Иерусалиме. То есть РПЦ позволила недостоинству быть равным себе. Хотя его не нужно было признавать. Как нельзя ребенку в детском саду быть равным академику Академии наук, так и патриарху Варфоломею нельзя быть равным РПЦ. Когда Московский патриархат позволил Константинопольскому патриарху быть равным, да еще и возглавлять богослужение в Иерусалиме, то это вселило в Константинопольский патриархат некоторую самоуверенность: теперь можно повелевать. Теперь скажем о титулах и о том, кто на каком месте. Варфоломей носит титул Константинопольского патриарха. Но есть ли сейчас Константинополь? Нет. За ним идет Александрийский? Есть Александрия? Нет. Затем Антиохийский – тоже нет. Рим ушел первым – в католичество. Что касается других, то от них остались только представительства – патриархатов нет. Иерусалимский номинально есть, но фактически он находится под двойным началом, израильским и мусульманским. Поэтому главные и основные вопросы православной церкви могут быть озвучены только Московским патриархатом. Только у него есть свобода изъявлять свои права и свою озабоченность. Определять в православном мире позицию православия может только Московский Патриархат. Меня удивляет, что в свое время эта позиция не была озвучена. Ведь это же факт. Когда Константинопольский патриарх служит, у него даже иподиаконов нет. Это очень бедная церковь и по сути бесправная, она не может быть во главе православного мира. Но имеем то, что имеем.

Людмила Фефелова: В Казахстане православные тоже переживают. Не вмешается ли политика в дела церкви?

Владыка Анатолий: Мы являемся неотделимой частью РПЦ МП. Благодарим Бога, что мы можем самостоятельно принимать все решения, жить так, как положено в Церкви, по канонам и заповедям Христовым. Что касается экономики, то Христос сказал, увидев изображение на монете, где на одной стороне изображен кесарь: отдавайте кесарю – кесарево, а Божье – Богу. Поэтому мы, как законопослушные граждане, обязаны исполнять законы государства – финансовые, административные, гражданские. У нас работают люди, мы их регистрируем, платим налоги, проводим необходимые мероприятия. Законопослушание – обязательное условие православного человека. Если этого нет, то это может вылиться в экстремизм. Церковь основана на любви.

Людмила Фефелова: Что такое любовь христианина?

Владыка Анатолий: Понятно, что и змея змееныша любит. Но любовь к врагам и к тем, кто нас считает врагами, свойственна только православию и больше ни одной религии. Радикалам это не свойственно. Любить врагов тяжело? Да. В истории это выразилось так: когда Христа прибивали ко Кресту, он сказал: «Отче, не вмени им греха, ибо не ведают, что и творят». А сколько погибло православных в революцию 17-го года. Где вы видели противодействие с оружием в руках? Кроме молитвы, ничего не предпринимали. У православных христиан есть закон: противодействовать злу добром, кротостью, смирением, молитвой, терпением, послушанием, воздержанием. Разве мы согласны со смертью? Не согласны. Но она есть. Тогда чем наше несогласие должно выражаться? Митингами? Демонстрациями? Нет. Мы идем в храм со словами «Господи, да минет нас чаша сия. Но не как мы хотим, а как Ты…». И мы будем умирать, но не со словами проклятия Богу, а со словами благодарности, что Он нас избрал для жизни. И не лишил нас ее, хотя условия жизни и законы жизни, выбранные человеком, отличаются от того, что дает нам Бог. Бог нам дает воскресение, а мы, люди, выбираем смерть. Если, например, говорить об оружии. Оружие разве Бог делает? Когда-то Христос сказал как назидание ученикам, чтобы мы отличали добро от зла: по делам их - узнаете их…

Людмила Фефелова: По делам можно увидеть и маленького, и большого человека?

Владыка Анатолий: Когда Христа ударили по правой щеке, Христос спросил: за что ты меня ударил? Если я сказал, что худо, скажи, что худо. А если хорошо, что же ты меня бьешь? Господь говорит: дерево познается по его плоду. Не может дерево доброе приносить плодов худых.

Людмила Фефелова: Владыка, мы всегда ждем позитивных, обнадеживающих слов от собеседников. Какая позитивная нота будет от Вас?

Владыка Анатолий: Любой человек, верующий в Господа нашего Иисуса Христа, не будет зависеть ни от политики, ни от денег, ни от власти. Он будет зависеть только от своего желания, которое адресует Христу: - Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, помяни меня. И так будет.


Интервью епископа Анатолия газете «Костанайские новости» от 11.10.2018 г. http://kstnews.kz/newspaper/675?node=46681  

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ