Православные храмы и монастыри Костанайской области закрытые и разрушенные в 20-30 гг. XX-го века

Опубликовано в Утраченные святыни

 

479

До Октябрьской революции 1917 года на территории Кустанайской области (в современных её границах) было больше 150 храмов, молитвенных домов и монастырей, в т.ч. в Кустанае в конце 19-го века был построен величественный кафедральный собор (Свято-Никольский собор) и 4 церкви (Архистратиго-Михайловская церковь, Кладбищенская церковь, Константино-Еленинская церковь, а так-же школа-церковь). В 1900 году в Кустанае был открыт женский монастырь во имя Иверской иконы  Божией Матери. У монастыря имелось подворье в 18-ти км. от города (п. Октябрьский).  После Революции 1917 года и с установлением в городе советской власти храмы и монастыри стали  закрываться.  К 1938 году все православные храмы и монастыри на территории Кустанайской области были закрыты. Многие храмы были разрушены, разобраны на строиматериалы.  Остальные были  приспособлены под клубы, общежития, склады и т.п. В конце восьмидесятых-начале девяностых годов только 4 храма были возвращены верующим: Константино-Еленинская церковь в г. Кустанае, церковь Косьмы и Дамиана в п.Боровском, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в п. Пресногорьковка и Архистратиго-Михайловская церковь в п. Михайловка Карабалыкского района.

-------------------------

1. п. Александровка, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1900 г.

2. п. Алешинский, церковь в честь Архистратига Михаила, построена в 1905 г.

3. п. Анастасьевский Ново-Алексеевской волости, молитвенный дом.

4. п. Анатольевский Алексеевской волости, церковь Иоанна Богослова, построена в 1912 г.

5. п. Аненский Ново-Алексеевской волости, молитвенный дом.

6. п. Анновка, церковь в честь святой великомученицы Параскевы, построена в 1908 г.

7. п. Аральский, Свято-Никольская церковь, построена в 1915 г.

8. п. Архангельский Кустанайского уезда, церковь.

9. п. Асенкритовский, Косьмо-Дамиановская церковь, построена в 1907 г.

10. п. Барсуковский, церковь.

11. п. Банновский, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1907 г.

12. п. Батмановский, церковь в честь Петра и Павла, построена в 1911 г.

13. п. Бистюбинский, церковь Михаила-Архангела, построена в 1911 г.

14. п. Бирюковский Зуевской волости, церковь в честь Святителя Николая Чудотворца, построена в 1915 г.

15. п.Берденский, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

16. п. Белоярский, молитвенный дом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

17. п. Богдановский, церковь.

18. п. Больше-Чураковский, церковь в честь Михаила Архангела, построена в 1898 г.

19. п. Большой, Воздвиженская церковь, построена в 1913 г.

20. п. Борис-Романовский, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1909 г.

21. п.Боровской, Косьмо-Дамиановская церковь, построена в 1896 г.

22. п.Валериановский, церковь.

23. п. Варваринский, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

24. п. Васильевский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1904 г.

25. п. Введенка, Введенско-Богородицкая церковь, построена в 1905 г.

26. п. Викентьеский, церковь.

27. п. Викторовский, Михаило-Архангельская церковь, 1903 г.

28. п. Владимировский, храм в честь Святителя Николая, 1914 г., освящена 14 декабря 1914г.

29. п. Владыкинский, церковь Рождества Богородицы, построена в 1912г.

30. п. Волковский, церковь.

31. п. Воробьевский, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1905-1907 г.

32. п. Воронежский, молитвенный дом.

33. п. Всесвятский Петропавловского уезда (п. Сарыколь), Екатерининская церковь, построена в 1904г.

34. п. Гришинский, церковь.

35. п. Давыденковская, церковь в честь Священномученика Димитрия Солунского, освящена 27 сентября 1911 г.

36. п. Демьяновка (п. Узунколь), церковь в честь Николая Чудотворца, построена в 1910 г.

37. п. Денисовский, Михаило-Архангельская церковь.

38. п. Джусалинский, церковь Косьмы и Дамиана, построена в 1911 г.

39. п. Дмитриевский, церковь.

40. п. Долбушенский, Михаило-Архангельская церковь, освящена 12 февраля 1910 года

41. п. Евгеньевский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

42. п. Егорьевский (Егоровский), церковь в честь Святителя Николая Чудотворца, построена в 1913 г.

43. п. Елизаветинский, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построена до 1912 года.

44. п. Ерисковский, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1905 г. п.

45. п. Жуковский, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1898 г. п.

46. п. Журавлевский, церковь, построена до 1912 года.

47. п. Забеловский, молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

48. п. Затобольский, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построена до 1908г.

49. п. Зоевский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена до 1914 г.

50. п. Зуевский, Михаило-Архангельский молитвенный дом, построен в 1903 г. п., Михаило-Архангельская церковь построена 1917-1918 гг.

51. п. Ивановский, молитвенный дом, построен до 1911 г.

52. п. Каменецкий Кустанайского уезда, церковь в честь святых Косьмы и Дамиана, построена в 1912 г.

53. п. Камышный, церковь построена до 1912 года.

54. п. Карагалинский Зуевской волости, храм в честь святых Косьмы и Дамиана, построен в 1903 г.

55. п. Карпыковский, молитвенный дом.

56. п. Каракопа, церковь, построена до 1912 года

57. п. Каменский, храм в честь Архистратига Михаила, построен в 1900 г.

58. Урочище Кара-Оба, Николаевский мужской монастырь.

59. с. Карасульское Петропавловского уезда (п. Карасу), молитвенный дом, построен в 1909 г.

60. п. Козыревский, церковь в честь Пресвятой Троицы, построена до 1914 года

61. п. Коломенский, церковь.

62. п. Константиновский, церковь в честь Пресвятой Троицы, построена до 1915 года

63. п. Копытченский (Копыченка) Кустанайского уезда, Вознесенская церковь, построена в 1912 г.

64. п. Кошановский, школа-церковь в честь Святителя Николая, построена до 1911 г.

65. п. Костычевский, церковь (молитвенный дом)

66. п. Костряковский, молитвенный дом в честь св. Великомученика Георгия Победоносца.

67. п. Кочеркинский, церковь (молитвенный дом)

68. c. Ксеньевка, церковь в честь апп. Петра и Павла, построена в 1915-1917г.

69. п. Кубековский, молитвенный дом.

70. п. Кусаканский, Кирилло-Мефодиевская церковь, построена в 1912 г.

71. г. Кустанай, Иверский женский монастырь, основан в 1894 г.

72. г. Кустанай, Кирилло-Мефодиевская городская школа-церковь, построена в 1891 г.

73. г. Кустанай, Константино-Еленинская церковь, построена в 1909 г.

74. г. Кустанай, церковь в честь Косьмы и Дамиана (Кладбищенска), построена в 1901 г.

75. г. Кустанай, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1889 г.

76. г. Кустанай, Свято-Никольский собор, построен в 1896 г.

77. п. Лаврентьевский, Михайло-Архангельская церковь (молитвенный дом), построена в 1904 г.

78. п. Ливановский (Ушсорский), церковь, построена до 1912 года.  

79. п. Лихачевский, церковь в честь Святителя Николая Чудотворца, построена в 1909 г.

80. п. Ломоносовский, храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

81. п. Луговской, церковь, построена до 1912 года.

82. п. Львовский, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена до 1913 года.

83. п. Макарьевский, церковь-школа, построена в 1894 г.

84. п. Максимовский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

85. п. Мало-Российский, храм в честь Серафима Саровского, построен в 1906 г.

86. п. Мало-Чураковский, церковь (молитвенный дом).

87. п. Марининский, церковь (молитвенный дом).

88. п. Матвеевский, церковь (молитвенный дом).

89. п. Михайловский Троицкого уезда, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1849 г.

90. п. Михайловский Кустанайского уезда, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1901 г., освящена в 05 ноября 1901 г.

91. п. Надеждинский, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1911 г.

92. п. Назаровский, Свято-Троицкая церковь, построена в 1908 г.

93. п. Наталинский, церковь (молитвенный дом)

94. п. Нелюбинский, церковь.

95. п. Нечаевский, молитвенный дом.

96. п. Никитинский, Михайло-Архангельская церковь, построена до 1913 года.

97. п. Ново-Алексеевский, церковь в честь Пресвятой Троицы, построена в 1917 г.

98. п. Ново-Борисовский, церковь.

99. п. Ново-Николаевский, церковь в честь Пресвятой Троицы.

100. п. Ново-Ильинский, церковь.

101. п. Ново-Нежинский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1911 г.

102. с. Ново-Покровское, церковь в честь Воскресения Христова, построена в 1901 г.

103. п. Ново-Троицкий, Свято-Пантелеймоновская церковь, построена в 1908 г.

104. п. Окрайный, церковь.

105. п. Одинокой сосны, Покровская церковь, построена в 1915-1918 г.

106. п. Осиповский, церковь в честь Николая Чудотворца, построена в 1912 г.

107. п. Павловский, Михайло-Архангельский храм, построена в 1911 г.

108. п. Песчанский Петропавловского уезда, Ильинская церковь, построена в 1914 г.

109. п. Петровский, церковь, построена до 1913 года.

110. п. Пешковский, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1905 г.

111. Подворье Иверского монастыря (п.Казахстанец), церковь в честь Великомученицы Параскевы, построена в 1909 г.

112. п. Подгорный, церковь (молитвенный дом).

113. п. Покровский Половниковской волости, церковь.

114. п. Половниковский, Иоанно-Богословская церковь, построена в 1905 г.

115. п. Преображенский, Преображенская церковь, построена в 1914 г.

116. ст. Пресногорьковская Петропавловского уезда, Казанско-Богородицкая церковь, построена в 1801-1805 гг.

117. п. Рымский, Свято-Успенская церковь, построена в 1908 г.

118. п. Рыспай, церковь.

119. п. Рязанцевский, Успенская церковь, построена в 1908 г.

120. п. Садчиковский, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1911 г.

121. п. Свердловский, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построена в 1911 г.

122. п. Севастопольский, церковь, построена до 1918 года.

123. п. Семиозерный, Александро-Невская церковь, построена в 1909 г.

124. п. Сергеевский, храм Святителя Николая, построена в 1905 г.

125. п. Сибирка (п. Сибирский), часовня в четь Покрова Пресвятой Богородицы

126. п. Славянский, (бывш. Карачиликский), церковь (молитвенный дом) в честь иконы Казанской Иконы Божией Матери, построена в 1906 г.

127. п. Смирновский, церковь Казанской иконы Божией Матери, построена до 1911 г.

128. п. Спиридоновский, церковь.

129. п. Станционный, Покровская церковь, построена в 1916 г.

130. п. Степановский, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1902 г.

131. п. Сторожиловский, церковь.

132. п. Таврический, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

133. п. Татьяновский, Михаило-Архангельская церковь, построена в 1914 г.

134. п. Тимофеевский, церковь (молитвенный дом).

135. п. Трактовый, церковь.

136. г. Тургай, храм св. Георгия Победоносца, построен в 1851 г., освящен 22 июня 1852 года.

137. п. Туфановский, Никольская походная церковь.

138. п. Увальный, Казанско-Богородицкий церковь (молитвенный дом), построен в 1905 г.

139. п. Успенский, Успенская церковь, построена в 1902 г.

140. п. Федоровский, Свято-Никольская церковь, построена в 1906 г.

141. п. Федоровский (Узункольский район), церковь Рождества Христова, построена в 1903 г.

142. п. Федосеевский, церковь (молитвенный дом).

143. п. Харьковский, церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

144. п. Цабелевский, Свято-Духовская церковь, построена в 1909 г.

145. п. Чолоксайский (Шулаксайский или Ставропольский), церковь.

146. п. Шаракульский, церковь.

147. п. Шевченковский, церковь во имя Пресвятой Троицы, построена в 1913 г.

148. п. Шеминовский, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1916 г.

149. п. Шуваловский, церковь.

150. п. Щербиновский, церковь.

151. п. Юльевский, церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1906 г.

152. п. Яковлевский, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1913 г.

   
   

Архистратиго-Михайловская церковь в г.Кустанае

Опубликовано в Утраченные святыни

39662 20160511 110058До 1886 года в г.Ново-Николаевске (п.Кустанай) была всего одна православная церковь - небольшая Никольская церковь. Население города уже тогда превысило 10000 человек. По воспоминаниям современников, на праздники в Никольскую церковь могло поместиться не более десятой части всех прихожан. Именно поэтому в 1886 году было принято решение о строительстве новой, более просторной  церкви. Виду того, что Никольская церковь располагалась в центре города (сейчас это место находится в Центральном парке, рядом с  памятником А.Байтурсынову), то новую церковь решили построить на окраине, между городом и поселком Константинович (сейчас это район нижней оптовки Центрального рынка). На строительство новой церкви делали пожертвования жители Кустаная, а так же деньги собирались по всероссийской подписке. Всего было собрано 13000 рублей. Новый храм построили в 1889 году. По архивным данным деревянная  церковь в честь Архистратига Михаила  имела размеры 9*8.5 сажень (19*18 метров) и была построена особым образом, без единого гвоздя. За красоту и популярность среди именитых грожан Архистратиго-Михайловскую церковь называли "купеческой".  Просторная и красивая, с высокой колокольней,  церковь утопала в пышной зелени сада, и вызывала восхищение жителей города.  Сохранились данные, что при Архистратиго-Михайловской церкви работало Кустанайское общество трезвости. Здесь занимались просветительской и воспитательно-религиозной пропагандой.  В 1920-е годы церковь была закрыта. Сначала храм, как говорят в народе «оглушили», сняли колокола. А позже и сама церковь сгорела при большом пожаре, спасти ее от стихии не удалось.

Архистратиго-Михайловский женский монастырь, п.Песчанка, СКО

Опубликовано в Утраченные святыни

 

DSCN0194Женский Архистратиго-Михайловский монастырь в п. Песчанное  был организован  в 1901 году. Первой игуменьей монастыря стала вдова казачьего офицера Анна Казина (игуменья Евпраксия).  Очень подробно об истории монастыря в своей книге «Пресногорьковские были» рассказал писатель Винниченко С.Н.:

« … В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина, старшего сына полковника Сибирского казачьего войска. Старый Казин проживал в станице Пресногорьковской в большом двухэтажном доме с лавкой в цокольном этаже постройки 1870 года. Кроме этого он получил в потомственное владение за службу участок земли размером в 1207 десятин. Земельный надел полковнику намеряли в 30 верстах от Пресногорьковской. Михаил недолго пожил в доме отца с молодой женой. По пыльному казачьему тракту увез ее в Омск, где служил в одной из сотен 1-го военного отдела. Однако, этот период продолжался недолго – в студеном январе 1890 года есаул Казин скоропостижно скончался. Анна, выдержав страшный удар судьбы, приняла решение: основать на доставшемся в наследство от полковника Казина земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине – пресноводное, богатое рыбой озеро. О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному 1-го Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской, о. Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную». В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского были вырыты землянки для будущих насельниц женской общины. На строительство были использованы средства от продажи дома в станице Пресновской, оказали помощь отец и брат мужа Николай Казин. В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны – дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Прокофьевна Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина. По словам очевидца событий, протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка, соединясь во имя Божьей любви к людям, стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться судьбой обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин». Летом следующего года из своего леса была выстроена крытая тесом часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой овощной огород, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования. После того, как община приютила девочек – сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадский стали посылать денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года Святейший Правительственный Синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго – Михайловскою… На участке проживают до 50 насельниц, занимающихся земледелием и ремеслами, для совершения богослужения имеется небольшой молитвенный дом и сооружается новый храм, есть школьное здание и дом для священника». Летом 1902 года был освящен поместительный деревянный храм во имя Святой Троицы. Приехавший на торжество Преосвященный Омский Гавриил постриг в монашество Анну Васильевну, с наречением имени Евпраксии и возведением ее в сан игуменьи монастыря. Ближайшие ее сподвижницы также приняли духовные имена – Евстолия, Епифания, Серафима, Аркадия, Нина, Ефимия, Еликонида, Евлампия, Анна. Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обращается с письмом к Императрице Александре Федоровне: «будучи пионером христианства, в таком глухом углу, как Киргизская степь. Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер из которых большая часть старух немощных, и в их числе шесть слепых…». Настоятельница заботится и о школе, «этом рассаднике знания в духе православия, самодержавия и народности», поэтому просит Царицу выделить средства на строительство «благолепного» храма и школы. К 1915 году, благодаря помощи Синода, были построены две церкви (страховые оценки по 10000 рублей), часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, с ветряной мельницей, кузницей, большим количеством лошадей, дойных коров, быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад. Собирали в нем крыжовник, клубнику, малину, яблоки. Вся огромная территория березового леса была окопана глубоким рвом. К центру была проведена высокая насыпь , по ней приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое – священник (Николай Попов, Александр Соколов, Иван Симонов) и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в круглом озере. Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения. Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором. О хоре вспоминали те, кто был на службе в храме: «это было красивое, волнующее, исполнение. Церковный хор в исполнении 20 прекрасных молодых голосов под руководством дочери казака станицы Крутоярской Марии Бобровой, приводил молящихся в восхищение, вызывая слезы на глазах. Священник о. Иван Симонов имел сильный голос и, бывало, подхватит какую-нибудь ноту вместе с хором, кажется будто церковь поднимается в воздух». По воспоминаниям очевидцев, в 1917 году Евпраксия была хорошо сохранившейся женщиной. На лице ее почти не было морщин, еще видны были следы былой красоты. Полная, с гордой осанкой, она всегда во время богослужения проходила через всю церковь к своему месту, толпа молящихся с трепетом и поклонением расступалась, давая ей дорогу. С обеих сторон ее поддерживали две монахини, третья несла позади черный шлейф. Около иконостаса она садилась в огромное обитое черным бархатом кресло. Разговаривали с ней через специальную трубку, так как она стала плохо слышать после смерти мужа. Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами 5-й армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но, пока шла братоубийственная Гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно – Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной армии. В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковским отрядом ЧОН. Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли  и расстреляли. Убитые пролежали под мартовским небом всю ночь, а наутро тел не оказалось. В народе разнеслась весть, что монахини были телесно взяты на небо Богом. Лишь спустя год их местонахождение было обнаружено комиссией по изъятию церковных ценностей — прах покоился в главном алтаре Троицкой церкви монастыря. Той ночью молодые монашенки, тайно следовавшие за отрядом и бывшие свидетелями казни, погрузили замерзшие тела на телегу и привезли в монастырь. Власти, с целью опровержения слухов о вознесении монахинь, выставили их останки на всеобщее обозрение. Сегодня никто не знает где покоится прах убиенных… . Монастырь после разгрома восстания был разграблен. В экономии устроили социалистическую сельхоз артель «Труд». В дальнейшем здесь открыли детский дом, в котором жили дети «врагов народа». Детдом просуществовал до 60-х годов. После окончания Великой Отечественной войны детгородок, по описанию Николая Лавринова, выглядел так: «Миновав последние деревья на бугре, оказываюсь в поселочке с теми же, что и до войны несколькими одноэтажными домиками, двумя двухэтажными зданиями и двумя сооружениями, по – прежнему непривычной формы, с неестественными кровлями, напоминающими теперь почему-то всадников без головы. Это — приспособленные под клуб и школу церкви бывшего женского монастыря. Потемневшие от времени строения, остатки садовой изгороди отдавали стариной, казались ветхими и тоже игрушечно маленькими. Непривычно тихо и безлюдно даже по сельским представлениям». В 2009 году от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и 1-ый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – все, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В ее стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Местность покрыта остатками фундаментов различных сооружений, заросших кустарником и молодыми березами. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь. Посещение этого места оставляет в душе человека глубокий след. Будем же и мы хранить память о настоятельнице Архистратиго – Михайловского монастыря, крестный путь которой и мученическая смерть явили нам пример беззаветного служения Господу Богу, народу и Православному Отечеству нашему.»  Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко

 

Свято-Никольский кафедральный собор в г.Кустанае. Построен в 1895- 1898 гг. Разрушен в 1938 году.

Опубликовано в Утраченные святыни

39661 20160511 110223Если вы окажетесь в Костанае, то обязательно побываете в центре, на красивой улице, похожей на Парижский арбат. Небольшая, уютная улочка для пешеходов, с каретой и фонтанами. Здесь есть уютные кафе, художественная школа, внушительно выглядит государственный университет. Примерно в этой местности когда-то был был расположен Свято-Никольский собор – красивый и величественный с печальной судьбой.

Первое упоминание о намерениях построить в Кустанае собор относится к 1883 году. Примечательно, что намерение это возникло у простого народа. В те времена город на Тоболе пребывал в младенческом возрасте, и его население обратилось к властям с просьбой построить здесь православный собор, организовав для этой цели добровольные пожертвования. На руках у обратившихся было прошение, написанное двумя годами ранее, под которым 1203 семейства первых переселенцев подписались с ходатайством о назначении к ним священника для исполнения необходимых христианских треб. При этом люди обязались построить за свой счет временную часовню и содержать при ней батюшку. Тогда еще царили времена, где люди разводили руками и искренне произносили: «Куда народу без церкви? Без Бога ни до порога!».

В 1883 году  в ответ на ходатайство министерство внутренних дел сообщило военному губернатору Тургайской области следующую новость: «Государь император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел в 10-й день сего ноября, всемилостивейше соизволил на открытие по всей империи собора добровольных пожертвований на сооружение во вновь устраиваемом городе на урочище Кустаная, при реке Тобол храма во имя святого Николая Чудотворца по плану уже благославленному епископом Оренбургским и Уральским.

Строительство долгожданного собора продолжалось 4 года, и уже 6 июня 1898 года при огромном стечении народа произошло  освящение соборного храма. Возведенный на пожертвования граждан Российской империи Никольский собор, красовался в самом центре города, там, где теперь сквер у здания областного акимата.

Великолепный по архитектуре и внутреннему убранству Кустанайский собор по праву являлся  истинным украшением центральным части города, масштабно выделяясь над всеми окружающими его зданиями и постройками.  Никольскому  собору суждено было сыграть большую роль не только в деле постановки и распространения идеи православия в крае, но и стать своеобразным средоточением просветительства и благотворительных начинаний, особенно проявившихся в организации всяческого рода помощи нуждающемуся населению.

В советское время собору была уготована печальная участь - быть разрушенным воинствующими большевиками-безбожниками. Никольский собор, находящийся в самом центре города, власти решили снести как символ "старого"мира. Собор был разобран (по другим данным взорван) в 1936-38гг. Кирпичи разрушенного храма пошли на строительство школы №24,  дома Советов (ныне там располагается корпус КГУ им. Байтурсынова) и других объектов.

Архивные фото:

Женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери в г.Кустанае. Разрушен в 20-х годах XX века.

Опубликовано в Утраченные святыни

Иверский 1200В Кустанайском уезде в конце XIX начале XXвека жила удивительная обитель, ставшая оплотом и поддержкой для многих верующих православных христиан. Приблизительно в двух километрах от центра, в районе нынешней телевышки, в 1901 году «тщением игуменьи Анны и сестер» был построен деревянный женский монастырь Иверской иконы Божьей Матери. История монастыря берет свое начало в 1887-1889 годах, когда образовалась монашеская община, которая в начале 20-го века была преобразована в женский монастырь.

В монастыре служили две игуменьи, 27 монахинь и 132 послушницы. Монастырь  содержался трудами, населяющих его монахинь. Получив усадебное место, сестры энергично принялись за устройство сначала временных построек, а затем и капитальных зданий – двух жилых корпусов, Трапезной церкви и храма в честь Иверской иконы Божьей Матери. Храм Божией Матери был невероятной красоты. Он возвышался над обителью, радостно выделяясь своими зелеными куполами. Сестры очень любили свой величественный храм, и молили матушку Богородицу о помощи и заступлении в нелегком деле молитвы за весь мир и помощи страждущим.

Монахини трудились в монастыре, выполняя самую разную тяжелую работу. Они занимались всяческими рукоделиями, пекли просфоры, читали Псалтырь и поминали усопших. В монастыре активно развивалось сельское хозяйство. Это было главным источником существования обители - монастырская земля в 450 десятин в 18 километрах от города.      На той же земле в 1909 году монастырем был построен и освящен молитвенный дом. При монастыре имелась церковно-приходская школа. Чуть позже сестры открыли приют  для 25 девочек-сирот, чьи отцы погибли во время Первой мировой войны.

Монастырь, по мнению церковного начальства, отличался, высоким духовным настроем и благочестивыми делами.Сохранились исторические данные о непростом времени, когда в городе вспыхнула эпидемия тифа, сестры-монахини оказывали бескорыстную и жертвенную помощь в излечении больных. Монастырь оказывал помощь больным, раненым воинам и их семьям, сестры собирали и отправляли посылки в армию. При монастыре была устроена больница, где бесприютный люд получал медицинскую помощь и уход, теплую сестринскую поддержку. Жители Кустанайского уезда трепетно относились к монахиням, искренне ценили их труд и любили монастырь, оказывали ему материальную поддержку.

Для города монастырь был центром добродетели, духовной жизни, местом, где каждый обделенный мог получить помощь и утешение.

Уберечь эту обитель веры и любви не удалось. Случилась кровавая Октябрьская революция, вскоре монастырь был закрыт, храм, который так любили и которым так гордились сестры, разрушен. О дальнейших путях монахинь  достоверных данных в открытых источниках почти нет. О печальной судьбе несчастных сестер, лишившихся дома и обители, мы знаем много из истории Русского Православия. Разоренные гнезда – мужские и женские монастыри тогда были не редкость. А их обитатели подвергались гонениям и репрессиям.

Иверский 1894Современным историкам только в начале XXI века стало известно, что в городе Кустанае в 1937 г. была предана суду целая группа участников «подпольной антисоветской организации церковников», в т.ч. и из-за противодействия закрытию монастыря. В сентябре 1937 г. в Кустанае был арестован, а затем расстрелян П.В. Косенко (Косенков), «священник кладбищенской церкви, протоиерей, окончивший учительскую семинарию, в 1929 г. осужденный к 3 годам концлагеря за противодействие закрытию женского монастыря». Вместе с ним был расстрелян и В.П. Иорданский, «1888 г.р., уроженец г. Оренбурга, там же окончивший духовную семинарию, протоиерей кустанайской кладбищенской церкви». В ноябре 1937 года по приговору тройки УНКВД по Кустанайской области было расстреляно 24 монахини. Обвинение было стандартным: «состояла членом подпольной антисоветской организации церковников, проводила пораженческую агитацию, распространяла слухи о падении Советской власти».

Часть монастырских построек  сохранилось до наших дней: по улице Красносельской возле Телевышки и сейчас  можно увидеть монастырские корпуса. В одном из них располагается школа технического творчества.

Мужской монастырь в п.Кара-Оба Сарыкольского района.

Опубликовано в Утраченные святыни

В окрестностях п. Кара-Обы Сарыкольского района находился мужской монастырь, основанный в конце 19-го начале 20-го века. По предположениям краеведов Виниченко С.Н. и Стародуб В.В., обитель была основана на месте, где ранее находился военный гарнизон под командованием Федора Набокова. Крепость гарнизонного поселения была воздвигнута казаками в 1816 году. Укрепление Кара-Обы, как военный форпост, активно строилось и развивалось до начала 30-х годов 19 в. В дальнейшем военное укрепление было преобразовано в мужской монастырь. Из книги Стародуба В.В.: «… В конце 19 века крепость была закрыта и на основе материальной базы оставленной военными, (казачьим отрядом) и был основан мужской монастырь. В 90-х годах проводился осмотр места, где некогда был монастырь. Расчищая фундамент построек, можно было предположить, что число проживающих в нем людей было 40-45 человек, это вполне согласовывалось с соображениями практического толка. Из книги Ивана Голушубина «Омская епархия» (Омск, 1914) следовало, что в монастыре имелось пахотной земли - 300 десятин, сенокосной 700 десятин, всего удобной для хлебопашества земли в монастыре имелось около 1500 десятин, леса нет, 300 десятин обрабатывается своими средствами. Проживало 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 3 монаха и около 40 послушников, т.е. оцененная численность совпадала с архивными данными. В монастыре имелись молитвенный дом, помещения для братии и хозяйственные постройки. Вокруг монастыря был разбит сад, возделывались овощи: огороды занимали значительную площадь близ озер, прилегавших к монастырю, разводился скот. Монастырь представлял собой мощное натуральное хозяйство, обеспечивающее безбедную жизнь его обитателям. Монастырь имел неплохие оборотные средства от продажи производимых продуктов, которые направлялись на приобретение средств передвижения, приспособления к ним, оборудования церкви и т.д. Глинобитные постройки постепенно сменялись на бревенчатые, со временем крыши зданий покрылись железными листами. Свой вид все здания монастыря сохраняли вплоть до 70-х годов 20 века. Монастырь процветал, число монахов в монастыре от первоначальных 20 возросло до 40-45. Число обитателей монастыря росло за счет прибытия новых послушников, восполнявших естественную убыль. В ходе исследований при подготовке этой главы выяснилось, что ранее установленная дата существования монастыря, определенная 1923 годом, не соответствует действительному положению дел, т.к. в архивах бывшей Омской епархии имеется сообщение: «Разгром монастыря в урочище Кара-Оба произошел в 1918 г». Таким образом, к 1923 году от монастыря не осталось ничего, послушники и монахи разбрелись, многие, вероятно, безвестно сгинули. После его закрытия добротные здания монастыря использовались по самым различным назначениям: Кара-Оба была центром Кара-Обинской волости; во время войны располагался детский дом, а потом и вовсе долгое время в нем находилась больница для душевнобольных, вплоть до середины 70-х годов 20 века. Годы шли, строения старели, иным было около века - стареющее неухоженное здание вскоре разобрали по бревнышку, потом растащили все, что могло быть использовано в хозяйстве. Какое-то время остатки строений, вернее, руины еще были видны, но под воздействием ветров, осадков, «хозяйственной деятельности» людей были окончательно стерты…»  

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 545-593 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@gmail.com

 

 

Вопрос-Ответ