На земле Преподобного Сергия

Опубликовано в Статьи


Троице-Сергиева Лавра для нас началась с колокольни – с той самой, которую видно с Благовещенского поля, и на макушке которой по утрам играет солнце. Это если смотреть на нее издалека. Подойдя ближе, окажемся у плавного овражка, здесь белая, могучая и древняя стена Лавры с башнями. Монастырь и сейчас, как крепость, хранящий веру и любовь, и дарующий ее всем притекающим в обитель. Делаем полукруг, разглядываем древние могучие стены, идем мимо Пятницкой башни, и оказываемся на аллее, над нами сочно-зеленые кроны высоких деревьев. По вымощенной брусчаткой площади бродят группы туристов, над ними развиваются флажки с буквами иностранных алфавитов и цифрами. Среди туристов значительное число китайцев. На площади много воздуха, а поднимешь глаза – много неба. В Сергиевом Посаде нет высоких домов.

Мы еще не в Лавре, мы у ее могучих Святых врат. Здесь на всем печать истории – указатели, таблицы, архитектура. Вот, сидит гусляр, поет что-то древнее, русское, былинное, а в ушах словно звенит фонтан, вода журчит – это так растворяются в воздухе людские голоса. Паломник в предвкушении встречи с великой обителью…



Игумен монастыря

Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители. Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

В 1337 году, вдали от шума дорог и селений, на холме в лесу, 23-хлетний Варфоломей вместе со своим братом построили маленькую церковь, посвященную Святой Троице, и хижину. Так была основана, ставшая позже знаменитой, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Брат Стефан не вынес тяжелых условий и отправился в московский Богоявленский монастырь. После нескольких лет уединенной жизни, к Радонежскому чудотворцу стали приходить другие иноки, они ставили свои хижины и занимались огородом.

Так постепенно вырастал на этом месте монастырь, игуменом которого священноначалие поставило Преподобного Сергия, братия же еще до рукоположения относилась к нему с почитанием и уважением, считая руководителем общины. В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской Православной Церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Многовековая история Лавры связана со многими знаменательными событиями Российского государства: Куликовская битва, долгие годы монгольского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, - все эти страницы истории не прошли мимо обители.

В тяжелое время для русской земли Господь даровал народу могучую духовную силу, исходящую от Радонежского чудотворца. Накануне Куликовской битвы Преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на бой с Мамаем. Столь велики и мудры были те слова, что воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили вражье войско. Также Троицкий игумен старался возродить между рассорившимися князьями мир. Монастырь стал настоящим центром культуры и просвещения.

Но однажды пришлось монахам покинуть родную обитель и скрыться от хана Токтамыша, напавшего на русские земли. Стены монастыря были обнесены лишь деревянной оградой, неспособной спасти его. Но в тот раз монастырь уцелел, но был разрушен в 1408 году ханом Едыгеем. Преемник Сергия Радонежского – игумен Никон, позже отстроил обитель заново. Официальная канонизация Преподобного Сергия произошла в 1422 году. Сегодня – это один из самых любимых, самых понятных и дорогих русскому сердцу святых. Побывать на земле Преподобного Сергия – это большой дар, в стенах его обители успокаивается душа, здесь можно найти приют и залечить свои душевные раны. В своей проповеди на праздник Обретения четных мощей Преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…духовный пример Преподобного явился всей Руси великой, притягивая к себе внимательный взор наших предков. Именно Преподобный Сергий, вместе со многими другими, сформировал через благодатное действие всей Церкви на умы и сердца людей то, что можно назвать особенностью нашей души.»

Здесь всё – в небо

Вход в Святые врата лавры – это, словно прощание с миром внешним, и приветствие мира внутреннего. Человек делает шаг и уже стоит посреди мягкого великолепия жития Преподобного, изображенного на фресках, и осознает свою ежечасную причастность к жизни уникальной обители. Я здесь, и идет ли время? Кажется, остановилось. Лавра встречает тепло – поют птицы, здесь все также шумят кроны деревьев, только кажутся зеленее, пахнет цветами и медовой коврижкой. Влажный воздух наполняется голосами паломников и туристов, но голоса, как журчание, утопающие в этой полусказочной панораме. Сергиев Посад сам по себе удивителен – бредешь по нему и видишь краснокрышие домики, взгромоздившиеся на покатые холмы, многоквартирные дома, во дворах которых непривычно тихо. Быть может, это только малая часть, на которой удалось побывать, но это прекрасная, тихая, светлая часть. И над всей этой городской жизнью возвышаются купола Лавры, город словно прижался к ней, к родным стенам Троицкой обители.

Лавра похожа на мир русских сказок – роспись, архитектура, монахи, плывущие в черных одеяниях по площади монастыря, бабушки, дети, особенно умиляют девочки с подвязанными под подбородком платочками. Это в традициях русского монастыря, но здесь все особенно. Низкие облака задевают крест на центральном куполе Успенского собора – известного собора, древнего. Заложили его по указу царя Ивана Грозного, а освятили спустя 26 лет. Слева от входа расположена усыпальница семьи Годуновых.

Рядом собралась небольшая группа людей. Они окружили бассейн для освящения воды, укрытый сенью изящного свода. И вот, словно только опустился с небес, стоит Троицкий собор – белокаменный и воздушный с сияющим отблеском золота. Выстроилась очередь из паломников, оплела змейкой площадь и тянется ко входу. Здесь находится величайшая святыня – мощи Преподобного Сергия Радонежского, отца древней обители. Люди стоят, чтобы поклониться святыне, помолиться Преподобному. Приложились к мощам и мы, а потом начался сильный дождь, и мы укрылись в соборе, словно Преподобный спрятал от ливня.

Воздвигнут собор был игуменом Никоном на месте первой деревянной Троицкой церкви, выстроенной Варфоломеем и Стефаном. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Троицкий собор — главный храм Лавры.

Украшенные цветами, благоухающие от их ароматов, привлекают внимание паломников два надгробных креста – здесь похоронены двое старцев Троицкой обители – архимандрита Наума (Байбородина) и архимандрита Кирилла (Павлова). К духовникам и сейчас выстраиваются очереди. Почитали батюшек еще при жизни, многим они стали духовными отцами. Люди по прежнему обращаются к ним, долго стоят у могилок, молятся, прижавшись к кресту. В Лавре еще много чудес. Наверное, здесь они случаются ежедневно. Такой предстала она нашему взору, выхватила нас из привычного хода вещей, показала иную реальность, подарила незабываемые минуты молитвы. «Всё земное оставьте, - сказал однажды архимандрит Кирилл (Павлов), - блаженны, кто взошёл и находится в ограде Церкви. Здесь всё — в небо».

Здесь все - в небо.

 


В Троице-Сергиевой лавре побывала Ангелина Ковалева

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 545-593 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@gmail.com