17.06.2019 г. Седмица 1-я по Пятидесятнице. День Святого Духа. Божественная Литургия в кафедральном соборе Иоанна Богослова г. Рудного.

Опубликовано в Богослужения

Костанайская и Рудненская епархия17 июня, в День Святого Духа, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе Иоанна Богослова г. Рудного. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Михаил Пинаев, протоиерей Иоанн Трымбач, иерей Сергий Кривогузов, диакон Юрий Васин и диакон Алексей Ковалев.

По окончании Божественной Литургии владыка поздравил верующих с праздником и обратился к прихожанам с проповедью.

Проповедь епископа Анатолия в День Святого Духа

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с Днем Святого Духа. Это второй день одного праздника – праздника Пресвятой Троицы. Господь через Свою Любовь, через Свою заботу о нас, людях, совершил действие, которое не укладывается в человеческом уме, как и многое не укладывается. Ведь мы не можем ответить, что такое жизнь и смерть, что такое вечность, кто такой Бог? Мы это познаем только в опыте, когда сами рождаемся или умираем, и когда Бог открывает нам Самого Себя.

Потому что слишком короток наш ум, беспомощно наше зрение, без очков даже не разглядеть буквы в книге. А как увидеть бесконечного Бога, Который не укладывается ни в какие рамки? Поэтому Господь и сказал, что Бога узрят только чистые сердцем. (Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.(Мф. 5:8)) И как только появился человек, способный увидеть Бога, Пресвятая Дева Богородица, Бог явился на землю, и Его стали видеть. Он явился в виде человеческом, сначала как Младенец, затем как Юноша, когда в двеннадцатилетнем возрасте удивил всех светил науки того времени. Увидели его проповедующим, распятым, узрели Его Тело, когда Его хоронили во Гробе. И далее видели Его уже Являющимся – как Он являлся после смерти Марии Магдалине, ученикам, как Он возносился на небо, и после Вознесения Он сказал: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и

к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин. 14:16-17). И вот в виде огненных языков, Святой Дух спускается в Пятидесятницу, на пятидесятый день после Воскресения Христа Спасителя, почивает на апостолах, и совершается чудо – обыкновенные рыбаки стали иметь способности полностью доминировать или победить умников того мира, всю римскую цивилизацию, всю человеческую мудрость… обыкновенные рыбаки. Вот даже сейчас, многие из нас имеют высшее образование, но сможем ли мы на какую-то йоту, на долю процента, действовать так, как действовали апостолы? Они покрыли своим учением весь мир, познакомили со Христом, создали Церковь, и в этот развращенный, темный, смертоносный мир принесли Духа Святого. Что это значит? Это значит создалась Церковь, то есть Христос собрал людей, для того, чтобы приобщиться к этому Святому Духу, Духу Жизни. И Этот Дух Жизни совершил чудо - языческая Римская империя стала христианской. Люди не просто поверили, они были настолько непоколебимы в своей вере, что когда им предлагали выбрать между жизнью и приверженностью Христу, они выбирали Христа – их за это убивали. И поэтому Святой Дух стал уже не просто одномоментно почивать на святых апостолах, Он стал жить в Церкви, стали строиться храмы. Символом пребывания Святого Духа в храме является Паникадило. Оно наполняет каждый храм и свидетельствует о том, что Господь Своим Светом просвещает человеческую душу. Вспомним, что было до Христа? Бесчисленное количество бесноватых и прокаженных, люди воевали друг с другом, было рабство, и самым необходимым атрибутом того времени были меч, лук и стрелы, человек постоянно готов был убивать. Пришли христиане и во исполнение слов Христа Спасителя: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39), «…и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:44), что изменилось в этом мире? Рабство, куда оно делось? Только там, где нет христианства, рабство по сей день существует. Люди стали по-другому относиться к человеческой жизни, человеческая жизнь стала цениться также, как ценит ее Господь. И Господь говорит, что ради одного человека Он готов сойти с неба, чтобы спасти эту человеческую душу.

     Однажды в одной передаче по телевизору женщина, сейчас ее уже нет в живых, она всю жизнь посвятила изучению человеческого мозга, была академиком, имела награды. И она высказала перед смертью такую мысль, что человеческий мозг устроен сложнее, чем вся солнечная система, весь Космос. То есть, человек создан настолько уникально, настолько дорогим для Бога, что даже весь мир окружающий ничего не представляет ценного по сравнению с одним человеком. Вот как Бог возвеличил человека. Когда люди отвернулись от Бога, что стало происходить? Человека перестали ценить! Рабство, войны, убийства, ограбления, насилие, бесчинства, стали создавать государства и границы, брать поборы друг с друга. Что делает Христос? Он приходит на землю и говорит: «Я создам Церковь Мою...» (Мф. 16:18). И что в этой Церкви? От края и до края земли распространяется прославление Божие, прославление человека в виде святых, которые жили на земле, прославление Духа Святого, Который живет во всех нас и меняет нас в сторону жизни, не смерти, а жизни. Так Святой Дух становится для нас с вами и жизнью, и надеждой, и крепостью, и силою, и упованием. Но встает вопрос - это отдельный Бог или часть Бога? Так вот Святой Дух Святой Троицы - Он и отдельный и неразделимый. Когда святые отцы давали определение Христу Спасителю относительно Его соединения с человеческой природой, они сказали, что природа Христа Божественная и Человеческая соединена неслитно и неизменно, неразлучно и нераздельно. Так и Лица Святой Троицы соединены - неслитно и неизменно, неразлучно и нераздельно. Три, но Один. Откуда мы это знаем? Это открыл нам Господь. Он сказал: «Я и Отец Одно» (Ин. 10:30), и что Дух Святой, Который исходит от Отца будет послан в Церковь, чтобы научить всему. И вот мы из этих слов узнаем, что Бог – Он Един, но Он имеет в Себе Жизнь. И для того, чтобы в Себе иметь Жизнь, там должны происходить какие-то взаимоотношения. В природе мы можем это видеть на примере изучения материи – и когда ученые доходят до изучения атома (атом переводится на русский язык с греческого как «неделимый»), они начинали внимательней его рассматривать, то оказалось, что у него есть частицы, и эти частицы между собой взаимодействуют, и каждая частица без атома – ничто, и целый атом без частицы – тоже ничто. Так и в Святой Троице каждое Лицо – Оно раздельно, но не отдельно. Все Три оставляют ЕдИницу, то есть одно, и в то же время они по-разному с нами общаются. Бог Отец все творит, Бог Сын заботится, чтобы Земля вращалась с определенной скоростью, чтобы была атмосфера, кровь, разум, чтобы двигалось, взаимодействовало, чтобы замерзало и оттаивало, то есть Господь промышляет об этом сотворенном Богом Отцом мире. А вот чтобы жить, видеть и понимать все происходящее нужен Святой Дух, Который эту материю животворит. Вот человек, вроде бы живет, вдруг вздохнул, глаза закрыл, и уже не живет. Что произошло? У него что голова отлетела? Нет. Руку потерял? Нет. Внутренности изменились? Нет. Но он не живет. Почему? Вышел Дух. Вышло То, что его животворит. Животворит человека Святой Дух. Вот почему мы Его сегодня празднуем.

     Святой Дух – это наша с вами жизнь. Жизнь, которая дается нашему телу, чтобы мы могли, находясь в окружающем мире, спокойно и свободно общаться друг с другом, понимать, что мы говорим и делаем, и наконец, воспринимать Самого Творца. У животных тоже есть дух Жизни, но он исходит от земли, у нас же Дух исходит от Самого Бога. Помните, как мы читаем в Библии, когда Господь создал человека, Он вдунул в него дыхание жизни, а для земли было сказано: «Да и произведет земля душу живую» (Быт. 1:24). Там нет вечной души, там нет того, что является бесконечным, что является способным видеть Творца и с Ним общаться. Вот животные произошли от земли и они с ней общаются, мы же получили Духа Жизни от Самого Бога – и потому мы с Ним общаемся. Сегодня мы празднуем этот праздник, потому что Дух Жизни дан нам Господом, и мы получили Его как Дар, и желающие жить вместе со Христом будут уже вечными. Потому что природа человека соединена с Богом неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно, потому что каждый человек, который соединился со Христом достойно в Святом Причастии уже не подлежит смерти. Так сказал Христос: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

     С праздником Вас Святого Духа. Да хранит вас Господь на многая и благая лета, а душу – на всю Вечность.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ