Кустанайская второклассная церковно-приходская школа

Опубликовано в По страницам старых газет

Опубликовано в еженедельнике "Оренбургские епархиальные ведомости", 1897 год

YBbR14l4 DQНе так давно (с 1882 года) начавший свое существование г. Кустанай Тургайской области отмечен тем счастливым вниманием учебного начальства, что в нем почти ежегодно открывается какая-либо новая школа. Не имея за собой и 15 лет существования, Кустанай насчитывает у себя 13 училищ, из которых 8 министерских, в том числе Александрийская русско-киргизская женская прогимназия, городское училище и 5 церковных школ. Прошлый 1896 год ознаменован открытием здесь второклассной мужской церковно-приходской школы.

Получив в июле 1895 г. предложение Оренбургского Епархиального Училищного Совета — указать наиболее удобный и пригодный пункт для второклассной школы, Кустанайское отделение Совета в августе того же года постановило ходатайствовать об открытии таковой школы в самом городе Кустанае, а в январе 1896 г. сделало снова о том же представление Совету, указав на целесообразность открытия второклассной школы в Кустанае с его крестьянским земледельческим населением.



Епарх. Училищ. Совет, признав целесообразным устройство в Кустанае второклассной школы, предложил отделению учредить строительный комитет для составления сметы на постройку нового дома под школу, под временное же ее помещение нанять к 1 августа квартиру и вместе с тем в течении августа набрать учеников в школу из кончивших курс в одноклассных церковно-приходских школах и министерских училищах со свидетельствами на льготу IV разряда по воинской повинности. Подыскивая квартиру, строительный комитет пришел к счастливой мысли указать Совету прекрасно отстроенный двух- этажный каменный дом инженера г. Савинича, который, как было слышно, продавался за умеренную цену. Были сняты планы на этот дом и принадлежащий к нему деревянный одноэтажный флигель и представлены в Епарх. Училищ. Совет. Советом было послано в Св. Синод ходатайство о разрешении приобрести покупкой под второклассную школу дом г. Савинича за назначенную им цену в 6000 р. Между тем, согласно предложению Совета от 19 мая 1896 г., строительным комитетом была найдена со-ответственная квартира под школу в 5 просторных комнат, были заказаны парты, столы и проч. классная мебель.

Все лето прошло в подготовке к открытию школы, намечены были для приема в нее и ученики, но лишь 19 окт. получено было сообщение Епарх. Училищ. Совета о по-следовавшем со стороны Синодального Училищного Совета разрешении на открытие с ассигновкой: на первоначальное обзаведение школы необходимыми принадлежностями 200 р., на содержание ее и на жалованье учителям в первой половине 1896-1897 учебного года 750 р. и на покупку дома у г. Савинича 6000 р. Благопопечительное начальство, открывая школу, озаботилось обеспечить ее и надлежащим помещением, так как у местного крестьянского населения, состоящего из переселенцев, собственных средств на это не было. В состав учащих школы с утверждения Его Преосвященства, покойного Епископа Николая, Советом были определены: заведующим-законоучителем священник г. Кустаная Петр Гордеев (с 16 августа); старшим учителем местный диакон-Василий Соколов, кончивший курс к учительском институте (с 18 окт.) и вторым учителем Никанор Стрельцов (с 8 окт.). По образованию законоучитель и г. Стрельцов — окончившие курс в Оренб. Д. семинарии. Жалованья получают в год: заведующий- законоучитель 150 р., старший учитель 360 р., младший 300 р. 29 октября в намеченном к покупке доме г. Савинича был отслужен городским духовенством молебен и торжественно открыта второклассная школа.

На открытии участвовали члены отделения, уездный наблюдатель г. Чернавский; почтили своим присутствием праздник открытия школы и представители местной администрации и общества. Протоиереем о. Подбельским и наблюдателем г. Чернявским были произнесены приличные случаю речи. После молебна ученики, которых набралось 17 человек были угощены чаем, десертом и яблоками. На 3-й день предположено было начать занятия в школе. Временно помещенной в нанятой квартире в 5 комнат у местного мещанина Никитина за 240 р. в год.

             II.
С 1 -го ноябри открылось систематическое учение по составленному школьным советом расписанию уроков, применительно к временным правилам второклассных школах. Не легко было учителям на первых порах вести это ответственное дело: пришлось учить со слов, так как не было в надлежащем количестве учебников. Во временное пользование были взяты некоторые учебные книги из других церковно-приходских школ, а пособии по географии — из городского училища. Видимо, ученики серьезно отнеслись к своим обязанностям и с любовью принялись за дело. Много и им выпало труда, особенно тем из них, которые поступили в школу спустя значительный промежуток времени, после окончания ими курса в одноклассных училищах. Приятно было замечать, как пробуждалась у учеников любознательность и проблески серьёзного взгляда на школьно-учебное дело. Невольно думалось, что начатое дело пойдет успешно при таком живом интересе к нему со стороны самих учеников. В скором времени заведующим были приобретены книги по Закону Божию и арифметике в книжном складе общества попечения о начальном образовании, книги же церковно-славянского чтения в достаточном количестве были получены из 1-й ц.-пр. школы; местное отделение Училищного Совета временно снабдило школу обиходами нотного пения.

Говоря о старании учеников в усвоении ими преподаваемых предметов, нельзя обойти молчанием того приятного явления, что почти все учащиеся оказались с хорошими голосами и некоторой подготовкой к церковному пению. Зная по слуху петь всю церковную службу, многие из них довольно бойко разбирают и нотное пение. С первых же уроков г. Стрельцов занялся обучением учеников пению по нотному обиходу. Поют по обиходу ученики хором и в одиночку. Практическое применение пения приходится наблюдать в храме во время богослужений: ученики занимают левый клирос в Никольской церкви и чередуются с певчими правого клироса. В той же церкви можно слышать отчетливое и умелое чтение учеников на богослужениях. На последнее время ученики второклассной школы по очереди стали читать в церкви и апостол.

Всего поступило в школу, по проверочному испытанию, 17 мальчиков: из цер.-прих. Школ — 10, из министерских — 7. По возрасту они разделяются так: 3 семнадцатилетних, 2 шестнадцаетних. 3 пятнадцатилетних, 3 четырнадцатилетних и 6 тринадцатилетних, по сословию все дети кустанайских мещан (бывших переселенцев), православного исповедания. Из 17 учеников 4 приходящих, остальные помещаются в общежитии. Помещение для школы оказалось тесным, о чем можно судить уже потому одному, что ход в класс был через спальную комнату, вследствие чего не представлялось никакой возможности поддерживать в этих комнатах, согласно требованиям гигиены, чистоту и опрятность. Кухня помещалась внизу и чтобы попасть в нее нужно было ученикам пройти через двор.

В видах таких неудобств школа с нетерпением ожидала того времени, когда будет приобретен в собственность намеченный дом г. Савинича, в который раньше 6 декабря перейти было нельзя, так как до этого числа в нем по контракту помещалось кустанайское общественное собрание, с другой стороны, задерживалось и совершение купчей крепости на дом, вследствие разных нотариальных условий. Но вот кончился срок контракта у г. Савинича с кустанайским общественным собранием, и дом оказался свободным. Тотчас же была послана телеграмма в Епарх. Училищ. Совет с просьбой о разрешении теперь же перейти в дом, так как на этих именно условиях г. Савинич еще раньше уполномочил заведующего школой занять дом, лишь только он освободится. Телеграммой же было получено надлежащее разрешение, и накануне роспуска учеников на праздник Рождества Христова школа из частной квартиры перебралась сюда. Стесненная в прежнем помещении, она с большим удобством разместилась здесь.

            III.
Дом г. Савинича представляет собою самое лучшее здание города по красоте архитектуры. Находится он на углу улицы, фасадом на соборную площадь. Рядом с ним, в одном дворе, потому же фасаду, поместился и деревянный флигель, в 3 комнаты, построенный в русском стиле, и обращающий на себя внимание красотой и пестротой своей отделки. Между домом и флигелем идет каменная стена, в средине которой устроены деревянные ворота с калиткой. Перед флигелем разбит цветник, обнесенный низенькой каменной стенкой. Весь двор обнесен каменной же саманной стеной в 1 сажень вышины, к которой с южной стороны пристроены конюшни и погреб, с западной навес для дров, а к северной примыкают амбар, другой погреб и каретник. Между навесом н амбаром, вдоль стены, имеется свободное место для бани. Вся эта постройка возведена недавно, два года назад. Дом построен из кирпича. Размеры дома извне таковы: длина по главному фасаду с юга на север около 32 арш., ширина с запада на восток около 19 арш., высота 14 арш.

Дом представляет собою двухэтажное, неоштукатуренное здание, в верхнем этаже которого на улицу выходить 9 больших окон (2 арш. 14вершков Х 1 арш. 8 вершков,): в нижнем 8 окон; посредине дома устроен парадный подъезд; перед ним стоят два фонаря. Крыша дома железная. Вверху, под крышей, приютилась осененная золотым крестом вывеска второклассной школы. В северной стене дом имеет но 4 окна сверху и снизу: к углу в этой же стене пристроен другой подъезд, который маленьким коридорчиком ведет в квартиру учителя, а также и во двор. Со двора (с южной стороны) дом имеет по 3 окна вверху, и по 3 внизу; посредине стены устроен черный ход в кухню и (по лестнице) на верх. С западной стороны, сверху и снизу, выходит во двор по 8 окон, причем среднее окно очень больших размеров (4 арш. X 2,25 аршин.); им освещается большая лестница, идущая внутри дома. Внизу дома с приемной-прихожей расположено 6 комнат, вверху 5. Отапливается дом 12 печами. В светлой передней по стенам расставлены вешалки для одежды учеников и посетителей. Из этой комнаты, кроме входной, имеются еще 3 двери: прямо на лестницу, около которой вправо в стене имеется дверь в квартиру учителя Соколова. На лево из приемной в жной стене дверь в комнату угловую, где в настоящее время помещается 2-я церковно-приходская школа, отсюда ход в смежную кухню. На право из приемной дверь ведет в светлую умывальню, там же стоить гардероб для платья учеников и находится провизия — мука, крупа, пшено и пр.

Таким образом внизу помещаются: кухня, 2-ая церковно-приходская школа, приемная-прихожая, умывальня и в двух комнатах квартира учителя диакона Соколова. Лестница на второй этаж ведет в небольшой коридорчик; отсюда три двери — прямо (на восток) в рекреационный зал, на право (на юг) в спальню, на лево (на север) в квартиру учителя Стрельцова и библиотеку, в библиотеке же помещается и переплетная мастерская.

Зал, будущий класс, в настоящее время служит местом собрания учеников на общие молитвы, здесь же ученики в свободное время, прогуливаясь, учат уроки. По объему это самая громадная комната 21X8 арш; высота зала, как и всех других комнат,5,5 аршин. В зале, на северной стороне, в простенках между двух окон, висит икона «Моление о чаше». Эта икона, как равно и икона Богоматери, представляющая копию с иконы художн. Васнецова, пожертвованы в школу г. Савиничем. Во время молитвы и на уроках Закона Божия пред иконами возжигаются лампадки. В первой половине зала, ближе ко входу, в простенках, расположены портреты Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. В этой части зала с потолка спускается лампа, предназначенная для освещения комнаты во время происходящих здесь праздничных публичных чтений для учеников всех церковных школ г. Кустаная. Чтения будут иллюстрироваться туманными картинами, для чего имеется при школе не дорогой фонарь, выписанный на частные пожертвования.

В южной стене зала, под хорами, находятся двери, ведущие в класс. Обстановка классная обычная: в переднем углу большая (в рост) икона Богоматери, затем 9 двухместных парт, классная доска, стол и стул для учащих, но стенам развешены карты Палестины и полушарий, здесь же висят часы и термометр показывающий зимой 14—16° по Реомюру. Класс — угловая комната и так как окнами выходит на юг и востока, то пришлось прибегнуть к немощи парусинных штор, чтобы задержать сильный приток света.

Соседняя с классом угловая же (на юго-запад) комната занята спальней. Ход в нее с коридорчика от лестницы. Койки покрыты суконными коричневыми одеялами на бумазеевой подкладке. Тюфяки тиковые, набитые соломой. Все спальные эти принадлежности устроены на казенный счет. Хорошо бы было обзавестись и казенными подушками, но отсутствие средств не позволяет пока допустить это, и ученики довольствуются своими. Спальная ком-ната с чисто прибранными койками производит обычное впечатление спальных помещений в учебных заведениях. В противоположной oт спальной комнаты, в с.-зап. углу дома, помещается библиотека. Она пока еще бедна. Имеется здесь книжный шкаф с небольшим числом учебников и книг для внеклассного чтения. Посреди комнаты стоит большой длинный стол, предназначенный для работ на нем по переплетному мастерству, обучать которому приглашен местный переплетчик за 3 р. в месяц. Для переплетного мастерства приобретены необходимые станки, обрезы и проч. на 25 руб.

             IV.
Учебный день учениками проводится так. В 7 часов они но звонку оставляют постели, приводят их в надлежащий порядок и умывшись, собираются в кухню-столовую, где после краткой молитвы пьют чай с хлебом. С 7ч 30мин. до 8 час. 45 мин. занимаются повторением уроков, в 8 час 45 мин общая утренняя молитва при участии всех учащих. В 9 ч. начинаются классные занятия уроком Закона Божия, кончаются ровно в часа., и ученики идут на обед. Начинаются и кончаются обеды и ужины положенными молитвами. По своей бедности ученики не пользуются скоромной нищей; мясное блюдо считается ими, как и по прежнему житью в родных семьях, едва ли не лакомством. Подаются на обед и ужин щи или суп или же каша и жареный картофель; мука, картофель, крупа и пшено доставляются учениками при поступлении их в школу. Сверх того каждый вносит по 3 ф. масла или по 4 ф. сала. В большие праздники выдается на стол ученикам и мясо, а в постные дни рыба, на казенные средства. Во время стола обязательно присутствует дежурный учитель. Готовит кушанья нанятая кухарка; этот расход допущен, с разрешения Совета. В общем содержание ученика в общежитии обходится около 3 р. 50 к. в месяц. Провизию на стол кухарка получает от заведующего хозяйственною частью учителя диакона Соколова, у которого имеется особая книга для записи приема и выдачи провизии. Покупка же инвентаря, дров, выписка книг, выдача жалованья и вообще расходы по школе производятся заведующим школою. Послеобеденное время ученики проводят в отдыхе, и за занятием переплетным мастерством, которым ученики очень интересуются. Введено оно с января, ученики научились сшивать, а некоторые с успехом уже владеют обрезом.

С 4 до 5 ч. ученики собираются в класс для урока по пению или объяснительному чтению. В 5 ч. пьют вечерний чай. Выдача чая и сахара производится, согласно разрешению Епарх. Училищ Совета, на казенные средства, на которые приобретен и самовар с чайным прибором. С 5 час. 30 мин до 8 час. 45 мин. ученики приготовляют заданные уроки но учебникам, высланным в надлежащем количестве из Училищного Совета пред новым годом, затем ужинают. После ужина в 9 ч. общая вечерняя молитва, после которой ученики отправляются спать. При прилежании ученики отличаются и добрым поведением, так что дисциплинарные меры за незначительные проступки не простираются дальше внушения и выговора со стороны учителей или заведующего. Живущие в общежитии ученики пользуются хорошим здоровьем. Заболевания представляют редкое явление. Нуждающихся в медицинской помощи посещает кустанайский врач г. Туманов. Касаясь образа жизни учеников школы, нельзя не отметить того живого интереса к чтению книг, какой приходится замечать среди них. Вниманию их предоставлены журналы: «Русский Паломник», «Народное Образование», «Церковно-приходская школа», «Родник», «Детское чтение», а также книги из «Приходской Библиотеки» редакции В. П. Шемякина. Ученики, заметно, с удовольствием, всей душой, отдаются делу внеклассного чтения. На днях мне пришлось заметить одного ученика, увлекшегося, как оказалось, чтением «Капитанской дочки» Пушкина (издания Приходской Библиотеки). Я спросил: «видно нравится тебе чтение?» и к удивленно своему слышу ответ: «да, читать книги необходимо, — они развивают ум». При таком интересе к внеклассному чтению разовьются умственные способности, пробудится вкус к духовно-эстетическим удовольствиям, и общий успех дела обеспечен! Из таких питомцев, выйдут надежные учителя для школ грамоты, которые смогут внести истинный свет в ту среду простого люда, откуда они вышли и куда снова возвратятся в качестве народных учителей. Во владение школы кустанайским обществом, при любезном содействии г. уездного начальника Т. Г. Гаврилова, отведен под городом, около р. Тобола, хороший земельный участок в 4 десятины, на котором имеются два колодца с чистой здоровой водой. Земля представляется весьма удобной для разведения сада и огорода, чем и предположено заняться с учениками верной и летом. Продукты с огорода: картофель, морковь, капуста и прочь, овощи будут идти на содержание школы, что может послужить улучшению и удешевлению стола воспитанников.


Священник Петр Гордеев.

На фото группа слушателей певческо-педагогических курсов Кустанайского уезда в г.Кустанае во второклассной школе.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ