Проповедь епископа Анатолия на Пасху 2019

Опубликовано в Богослужения

…Итак, все войдите в радость Господа нашего;
и первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые, почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все;
Телец велик, — никто пусть не уходит голодным;
все наслаждайтесь пиршеством веры;
все пользуйтесь богатством благости.
Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.
Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.
Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя...
(Из огласительного Слова на Пасху святого Иоанна Златоуста)

Костанайская и Рудненская епархияВ своем огласительном Слове Святитель Иоанн Златоуст подробно изложил слова Апостола Павла, который говорит о том, что сейчас пир веры, и каждый может на нем быть. Что это за пир такой? Это Христос. Хватит на всех. Потому что от начала творения мира до каждого человека Господь становится доступным. И каждый воспринимает столько, сколько может съесть, то есть, сколько он верит. Что значит быть верующим человеком? Это значит, верить тому, что Бог нас сотворил людьми, быть верным тому, что мы являемся наследниками Славы Божией. Быть верным тому, кем Он нас сотворил. Он нас сотворил источниками добра и тем самым сделал своими наследниками, потому что он является Источником добра.


И вот он говорит, что Телец упитанный заклан бысть, и для каждого человека это дается в жизнь вечную. Никто не может сказать, я пришел на землю, прожил, ну пусть двести лет, и никто мне не сказал, что есть вечная жизнь. Мне мало двести, мне нужна бесконечная жизнь. И получается так, что человек, придя на землю, вдруг оказывается без того, ради чего Бог сотворил человека. Без вечной жизни. Это значит, человек до конца не использовал свой разум, не видел дальше своего носа.
Однажды меня молодой человек спросил о том, насколько правильно родители его наставляют в вере, понуждают ходить в храм. А он говорит, что атеист, и не хочу туда ходить. Насколько это правильно? Я ему ответил, что родители хотят, чтобы ты жил в вечности, чтобы ты знал, кто ты, для чего ты пришел на эту землю, чтобы ты знал, где находится земля, Кто ее движет, формирует для того, чтобы мы с вами все жили, могли дышать, говорить… Было мало времени, мы с ним о многом не успели поговорить. Но суть такая – молодой человек, только придя в этот мир, отвергает то, что ему дают родители, что есть вечность, а не только твоя молодость - она закончится. Что есть Бог - Творец окружающего мира . Он не сам появился. Что есть еще душа у человека, а не только танцы и компьютерные игры, и вот получается, что молодежь, которая приходит в этот мир может быть оторвана от самого главного – от Источника жизни. И остаться со своим носом. То есть дальше своего носа не увидеть – не увидеть Бога Творца, не увидеть свою вечную душу, не увидеть добро, не увидеть прекрасный окружающий мир, не увидеть как самые, казалось бы, обычные вещи прекрасно исполнены. Посмотрите на птиц – как они прекрасны, а деревья? А каждый листочек? А каждая пылинка, каждая песчинка? Как она прекрасна. И это все само собой? И это все без архитектора? Без Промыслителя? И вот когда родители передают своим детям эту радость жизни, это значит, работает связь между Творцом и людьми, которые приходят на эту землю. И эта связь заканчивается тем, что человек начинает понимать, что он наследник Славы Божией. Что временное, которое нам дано – оно только для того, чтобы приобрести свойства видеть и общаться с Творцом. И свойства мы приобретаем, благодаря тому, что мы свой разум может направить к Богу. Можем сделать так, что окружающий мир вдруг становится для нас местом, где мы рождаемся в вечность. Но ведь можно этот мир потерять вместе со своей душой. Вот поэтому Иоанн Златоуст и говорит, что пир веры - это возможность вкушать вечность, вкушать этого упитанного Тельца и после смерти воскреснуть в Жизнь Вечную.
Пусть себя не обманывают люди, если они говорят: «Я помолюсь дома, у меня Бог в душе». Я думаю, что не всегда Бог захочет в нашу грязную душу поселиться, или общаться с нашим примитивным умом, который дальше своих удовольствий и не пытается расширить поиски. Бог не придет в злохудожную душу, и поэтому человек должен определиться – будет он жить после смерти, или нет. Почему мы умираем? Господь ведь сотворил человека по Образу и по Подобию своему. Потом что первый наш прародитель ослушался Бога и пошел туда, где нет Творца, туда, где нет бытия. Но Господь говорил, чтобы он не делал этого, потому что превратишься в животное, прах. И этот прах он под ногами, и ты не сможешь жить вечно. Парадокс, но Адам пошел и взял это небытие и стал небытием, и когда опомнился, уже Слова Божии изменить нельзя. Как быть? Как избавиться от этого страшного приговора смерти. Просит: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». И Господь услышал Адама. Пообещал прийти и спасти его, но какой ценой? Сам Бог становится человеком, чтобы человек через страдания Христа получил Вечную Жизнь, и вот этот момент наступил в Пасхе. Само слово «Пасха» означает прохождение мимо смерти. И Христос воскрес. Само слово «воскреснуть» на славянском языке означает - вырвал нас из когтей смерти. Воскрес, это значит, вырвался из объятий смерти, которые охватывали человека. Посмотрите на животных – они тоже рождаются, у них тоже есть кровь, они тоже имеют папу и маму. Но нет у них вечной души. Они пожили, умирают, и на этом у них все заканчивается. Но человек если он не согласен оставаться на уровне животного, должен иметь возможность Пасхи – пройти мимо смерти. А это только через Христа. Возможность иметь Спасителя, который вырвет тебя из лап смерти, и это тоже делает только Христос Спаситель. Вот почему Иоанн Златоуст и обращает внимание на то, что Телец упитанный заколот. Любой может приобщиться к этому пиру веры. Хочешь жить вечно? Хватит тебе. И в любых обстоятельствах, бедный или богатый, больной или здоровый, образованный или нет – совершенно не важно. Только человек, желающий жить, и обратившийся за помощью ко Христу, через Крещение в Святой Церкви приобретает Вечную жизнь. Вот для чего нам нужна Пасха. Вот почему нам нужен Христос. И нет никаких иллюзий, что можно спастись без Христа. На кухне, у телевизора, изучая различные направления - религиозные или философские. Нет там никаких возможностей, чтобы человек был вырван из лап смерти. Только со Христом. Вот поэтому мы празднуем сегодня Торжество Жизни над смертью. Повергнута смерть, ниспали двери ада. Ад, это место, где нет Бога, где человек не хочет видеть Бога, общаться с Ним, видеть красоту, слышать добрые слова приветствия, не хочет доброго общения. И Церковь ликовствует, и нет предела этой радости. Потому что Христос Воскрес, и мы с вами радуемся.
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ