15.06.2019 г. Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота.
Божественную Литургию в кафедральном соборе Костаная возглавил епископ Костанайский и Рудненский Анатолий. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Андрей Корчажников, игумен Иннокентий (Помогалов), иерей Иоанн Белинский, иерей Иоанн Лапшинский, диакон Елеазар Айтбакин и диакон Алексей Ковалев.
По окончании Богослужения, перед совершением панихиды по всем усопшим православным христианам, владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Проповедь епископа Анатолия в Троицкую родительскую субботу
Дорогие мои, сегодня Троицкая родительская суббота, в этот день мы с вами вспоминаем всех наших предков, всех, кто жил до нас на этой земле.
Но обо всех ли мы вспоминаем, и все ли мы почитаем своих предков? Дело в том, что человек без прошлого не может быть ни в настоящем ни в будущем, то есть «ничего» порождает «ничего». Но наши предки жили, верили, молились, и поэтому мы приходим в храмы, мы унаследовали веру, мы получили возможность существовать, благодаря нашим предкам. Наступают дни поминовения, дни не просто памяти - это дни благодарности всем тем, кто жил до нас, всем, кто делал добрые дела, и наследниками этих добрых дел являемся мы с вами.
Когда Господь сотворил человека, Он сотворил его вечным по Образу и по Подобию Своему, но сказал, что есть небытие, есть древо жизни и древо смерти, есть добро и зло. Рядом с Богом зла никогда не бывает - Он есть Добро, Любовь и Источник жизни. Но если уйдете туда, где смерть и небытие, «смертью умрете» (Быт. 2:17). Что сделал человек? Пошел и принял плоды небытия, то есть смерти, и плоды зла и добра. Это значит, что мы теперь всегда сравниваем. Вот потеряли что-то, и начинаем думать, какая же эта была удобная вещица, как важно было то, что я потерял. Когда мы здоровы - мы не ценим, а когда заболели – вдруг видим как важно здоровье. Идешь, и ничего не болит, наклонился свободно - и ничего не болит. А вот когда встал, а ноги не идут, когда давление зашкаливает - вот тогда начинает человек ценить и понимать, что оказывается здоровье дороже денег. Заболел, и пошел за лекарствами, чтобы хоть как-то восстановить утраченное и потерянное.
Также и все человечество, пока не заболело смертью, не осознало, что такое жизнь. Какова цена жизни, и почему это очень важно и необходимо? Древо познания добра и зла, плоды которого употребил человек, сделали человека зависимым от этих сравнений, и именно поэтому мы, пожив на земле и умирая, должны понять важность жизни. Одно дело - небытие и ничего, другое – умер и страдания, и совсем другое дело – когда умер, и оказался вместе со Своим Творцом, в Его общении, в Его саду жизни, где нет ни печали, ни горестей и воздыхания, никаких трудностей, а только бесконечная радость общения со Своим Творцом.
Этот момент, который пережили наши предки, он очень важен не только для них, но и для нас. Потому что у них уже нет возможности изменить себя. Они не могут измениться в сторону добра или зла, потому что они уже прожили здесь, на земле, также как и мы, прожив жизнь, уже не можем вновь пойти в садик или в школу. Иногда спрашивают, что бы вы сделали, если бы у вас была возможность начать жизнь сначала. Одни говорят, что прожили бы жизнь по-другому, другие думают, что прожили бы также. Но когда вкусишь самых страшных страданий смерти, пошел бы снова в сторону смерти? Вот если сунуть руку в огонь, подержать ее там немного, а потом сказать: «знаете ,я еще раз хочу ее туда сунуть, в печку…», захочет ли человек повторно это сделать? Я сомневаюсь. И поэтому мы с вами, дорогие мои, прожив жизнь, не можем уже возвратить то, что было у нас в детстве. И наши предки, прожив жизнь и умирая, лишаются возможности изменять себя в вечной жизни. Но у нас есть Церковь, которую создал Христос, и сказал, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18). Церковь, оказывается, может изменить и создать совсем другие условия и обстоятельства жизни. Так через просьбу живущих на земле людей меняется жизнь наших предков. Господь их милует, прощает им согрешения, дарует им радость. Господь дает им возможность порадоваться, что мы здесь, на земле, делаем добрые дела. Моя мама всегда оставляла часть пенсии, отправляла меня в магазин, и мы обязательно на родительскую закупали продукты. Мама говорила, это ее передачка маме и папе, или братику, или еще кому-то, то есть это наше общение. А в сам день поминовения она со слезами просила у Господа: «Господи, помилуй, прости, приведи их в свои райские обители, потому что за свою жизнь они сделали столько, что я могу видеть, слышать, говорить, я могу жить… помилуй их ради молитв и моей жизни, которую я совершаю на земле».
Это общение делает нас с вами удивительными созданиями, непохожими на животных, потому что у них нет возможности жить после смерти, это общение делает нас непохожими на людей, которые не знают Христа. Эти несчастные люди не понимают ,что кроме Христа никто и ничто не сможет изменить нас после смерти, и только соединившись со Христом, мы можем получить воскресение. Даже само слово «воскреснуть» – со славянского означает «вырваться из лап смерти». То есть, когда человек умирает, вкусивши плод небытия, он должен «высохнуть», находиться в состоянии умаления смерти. Но когда мы становимся соединенными со Христом в Святом причастии, в молитве, в добродетельной жизни, Христос обещает нам: «Я его воскрешу в последний день» (Ин. 6:40), то есть вырву из лап смерти в последний день. И только со Христом у нас есть возможность жить после смерти. Без Христа у людей нет никаких шансов на вечную жизнь. Мы с вами на простом примере можем увидеть - являются ли древние философы современным людям? Нет, и никто не может сказать ,что сегодня ему явился Аристотель, дал советы, научил как жить, и вот теперь он ему благодарен. Являлись ли Платон, или Ницше, или Гегель, или Карл Маркс и Энгельс? Они уже не живут. Они уже связаны судом, то есть, соединены со смертью. А с кем мы общаемся? С Матерью Божией. Две тысячи лет назад она жила. Является ли теперь? Да еще как! Я являюсь участником и свидетелем того, как Матерь Божия исцелила мою маму. Я являюсь свидетелем того, как ко многим людям Матерь Божия приходит и помогает. Буквально вчера, когда я садился в самолет, мне сказали, что мое место заняла женщина с младенцем, поэтому мне нужно пересесть на другое место. В практике такого не бывает, чтобы женщина выбрала последнее некомфортное место на тридцатом ряду, и чтобы епископа перевели на другое место. Проверяющая просит меня постоять подождать, а сама отправилась выбирать мне другое место. Та женщина потребовала, чтобы я с последнего места куда-то перешел. Через несколько минут раздался крик: «Кто оставил бумажник?». Я смотрю, а это мой бумажник лежит на месте, где я сидел. Я поблагодарил всех, кто мне передал мою вещь. Но что удивительного в этой истории? Дело в том, что в этом бумажнике все мои документы. И если бы он пропал, мне было бы невозможно здесь появиться. Нельзя бы было передвигаться – там и права, и пенсионный, и всё-всё. Целая проблема бы была. Я взял свой бумажник, сел на новое место. Из-за этих событий я не потерял очень нужную и важную вещь. И потом когда проходил мимо своего старого места, на котором я должен был сидеть, обратил внимание на то, что оно свободное. Я спрашиваю, не было ли здесь женщины с ребенком? Мне говорят, что нет, здесь никого не было… Матерь Божия заботится о нас с вами, когда мы не ожидаем, порой мы даже не понимаем, что происходит, когда мы молимся, не понимаем, что происходит, когда мы поминаем наших родных и близких. Происходит такое чудо общения с Творцом, что мы преодолеваем законы физики, мы лишаемся каких-то обстоятельств, которые делают нас несчастными.
Арестованные священники, находившиеся в самых неблагоприятных местах, в тюрьмах и лагерях, после освобождения признавались, что вон там, за колючей проволокой, оказывается было счастливейшее время, потому что была возможность общаться с Творцом, так молиться, что лед плавился, что казалось бы приговоренные к смерти и голоду, выживали лучше, чем те, кто жил в благоприятных условиях. Вспоминая те страшные явления жизни, они воспринимали это как благодеяние, полученное из рук Божьих.
Сама смерть - это же страшно, это неестественно, это не для человека, и когда мы соприкасаемся с ней, мы должны понять, что никакими лекарствами от смерти не избавиться, никакими социальными гарантиями, а только Самим Христом, Который сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. (Ин. 6:56)» и «Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). Мы, общаясь в Церкви со Христом и Его святыми, общаемся и с нашими близкими, и если они были крещены, если они имели надежду на Христа Спасителя, Он их спасет. А если мы будем за них молиться, Он их помилует. А те, которые не знали Христа, находятся в воле Божией, и в каком состоянии человек будет находиться после смерти, определяет Бог. Но у нас есть возможность повлиять на обстоятельства вечного бытия наших знакомых, наших предков, наших соплеменников и даже всех православных христиан. Сегодня Святая Церковь установила день особой молитвы о них, потому что у Господа все живы, и мы общаемся с ними. Да хранит вас Господь. Слава Тебе, Боже!