04.12.2019 г. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия в Константино-Еленинском соборе.
Божественную Литургию в кафедральном Константино-Еленинском соборе совершил епископ Костанайский и Рудненский Анатолий в сослужении духовенства епархии. Во время Божественной Литургии был совершен чин освящения антиминсов.
По окончании Богослужения владыка поздравил всех присутствующих с двунадесятым праздником и обратился к прихожанам с проповедью:
Дорогие мои, поздравляю вас всех с Праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Космическое явление произошло в этот день примерно две тысячи лет назад. От всего рода человеческого, от Адама до Матери Божией, не было ни одного человека, который бы мог приготовить свое сердце, чтобы туда пришел Бог. Люди молились, но и уклонялись в язычество, делали добрые дела и убивали даже своих братьев, говорили о Боге и строили языческие капища. Настолько человек был болен, понимал, знал, имел религию – связь с Богом через своих предков, но не готово было сердце, чтобы Его принять. Эта болезненность души не позволяла Богу вселиться в человека.
Пророки пророчествовали, праотцы свидетельствовали, давали законы, заповеди, и все казалось, было впустую. Н о проходит время, и два человека Иоаким и Анна, настолько были поглощены желанием послужить Богу, что в своей жизни они не имели человеческих радостей. Они поженились, но у них не было детей, они служили Богу, но их почитали изгоями, их считали людьми, которыми пренебрегает Бог – нет детей, значит, неприятный Богу. Всю жизнь поношения, разные притеснения, Иоаким уже был готов уйти в пустыню и умереть, как делают иногда животные – уходят из дома и умирают где-то в одиночестве, чтобы не отягощать своих хозяев. И Иоаким так измучился, но он так любил Бога, так был ему верен… что в этих двух сердцах Иоакима и Анны зарождается достоинство перед Богом. Их гнали, но Бог их принимал, над ними смеялись, но они молились и Богу они были самыми благоприятными. И у них, у Иоакима и Анны, рождается девочка, которую они назвали Марией. Когда ей только исполнилось три годика они отдают ее в храм. Вот представьте себе, родители, может ли кто-нибудь свою единственную дочь, рожденную в позднем возрасте, отдать куда-то на воспитание? Это невозможно. Конечно, есть случаи, когда родители больные грехом за деньги отдают своих детей в другие семьи – но это другой вопрос, другая история… Здоровый человек, верующий, молящийся может отдать своего трехлетнего ребенка и больше его не видеть? А вот Иоаким и Анна посвятили ее Богу.
И в сегодняшний день, две тысячи лет назад, взяв ее за ручки, они привели ее в храм Божий. Первосвященник не понимал, что делал, взял и ввел ее во Святая Святых. Там находился Ковчег завета, это две каменные плиты – на них были написаны заповеди Божии. Что такое заповеди – это инструкция как человеку сохранить жизнь в окружающем мире - не кланяйся идолам, не убивай, не кради, почитай отца и матерь свою, и будет тебе благо и продлятся дни твои на земле… десять заповедей, и они хранились во Святая Святых. И туда никто не имел права входить под страхом смерти. Только первосвященник входил во Святая Святых один раз в год. Но была опасность, а если он там умрет, кто его оттуда достанет, если любой заходящий туда умрет? Что делали? К ноге первосвященника приковывали золотую цепь, и он поправлял во Святая Святых светильники, наводил порядок, и выходил вместе с этой цепью. Если бы он там умер, его бы вытягивали за эту цепь. Никому нельзя было войти туда, и тут первосвященник берет эту девочку и вводит во Святая Святых – и никто не умер, ни он, ни девочка. С тех пор избранный Богом сосуд готовит свое сердце, чтобы там поселился не только человек, как Матерь Божия поселилась под сердцем у Анны, а Сам Бог. Испрошенная у Бога девочка испрашивает у Бога милости и благодати, и Бог приходит, и поселяются под ее сердцем.
В сегодняшний день произошло Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Это приблизительно то же самое, когда мы приносим младенца в храм и передаем его Богу. Иоаким и Анна посвятили эту девочку Богу, а в крещении родители и крестные посвящают родившегося человека Христу Спасителю. Там посвящали Богу, чтобы было благоволение Божие, а здесь в крещении посвящается человек Христу для вечной жизни. Человек в крещении подобно Матери Божией получает самого Бога. Поэтому мы с вами, дорогие мои, присутствуем при великом Таинстве Жизни, которое создает нас здесь на земле жителями Неба, где все по-другому, где наш ум, наша мысль, наша душа, невидимая здесь, вдруг приобретает очертания. Она видит другую душу. Сейчас мы не видим души умерших, потому что наши глаза скрыты плотью. Когда от плоти освободимся, тогда увидим души других людей. Я знаком с одной женщиной, ее зовут Валентина Николаевна. Сейчас она жива, в свое время, когда ей было 24 или 26 лет она умерла, пережила клиническую смерть. И умерла она во время операции. Она говорит, что вышла откуда-то из-под подбородка, видела, как ее реанимируют, как врачи пытаются ее спасти, но видела она еще, удивительное дело, мысли других людей, мысли врачей. Мы не видим мысли, а они оказывается для нашей души видимы. И когда она рассказала этому врачу, профессору, что она видела. Он, будучи евреем неверующим, стал верующим, покрестился. Он умер в 2010 году 3 января, а его друг Андрей Львович будучи неверующим, также стал верующим, покрестился и до сих пор помогает нам, нашему дому престарелых. Там такой мир, там такие явления, которые сейчас трудно человеку представить. От нас требуется только одно – желание. Хочешь жить – будешь жить, хочешь общаться с духовным миром – будешь общаться. И дается это ни как у экстрасенсов – толи будет, толи нет, разве это духовная жизнь? Это же пародия на нее. Духовная жизнь – это облечение во Христа, приобретение благодати, которую он дает, которая есть, живет в Церкви. Не зло будешь делать окружающим людям, ни получишь какие-то временные преимущества, а вечную жизнь которую дает Господь. Да такую, что даже ангелы не имеют. Ангелы – служители, а человек после смерти становится участником и наследником Божиим. Вот это высь, которую Господь дает человеку здесь, в Церкви. И в этот храм пришла Матерь Божия, пришла для того, чтобы мы с вами, дорогие мои, могли иметь то, чего не имеют даже святые ангелы. Поэтому и празднуем, и радуется этому великому событию.
Сегодня на Литургии совершилось еще одно Таинство. Сегодня освящались святые антиминсы. Антиминс – это плат, на котором изображено полагание во гроб Христа Спасителя. Над этим платом совершаются молитвы, затем он освящается святым миром, как при крещении. Дух Святой сходит на этот плат, затем туда вкладываются святые мощи. Потому что только делами можно засвидетельствовать святую веру. То есть память того, что святые первых веков, как правило, были убиты мучителями и они были погребены во гробах, в пещерах, - там и совершалась Божественная Литургия, как на свидетелях, которые ценой своей жизни засвидетельствовали веру и верность Христу Спасителю. И в этот плат вкладывается частичка мощей мученика. Совершаются молитвы, и дальше совершается Божественная Литургия. Благодарю вас за молитвы, теперь на других престолах тоже будут совершать Божественную Литургию. Без этого плата нигде нельзя совершать Литургию, с ним можно везде, в храме, на природе, на корабле, даже в больницах. Наши священники ходят в тюрьмы и там причащают осужденных, тех, которые хотят причаститься. Поэтому сегодня совершилось удивительное чудо, для того, чтобы мы все были приобщены к вечной жизни. На земле мы приобретаем свойства жить на небе, как зародыш человека в матери приобретает ножки, ручки, глазки, для того чтобы быть полноценным членом общества, так и мы на земле приобретаем веру, любовь, кротость, смирение. Терпение, трудолюбие, прощение, крепкую веру, которая будет нашими глазами, нашими ушами, нашими ногами, как Валентина Николаевна даже мысли человеческие видела. Поэтому это чудо для нас с вами дано во благо. Благодарю вас за молитвы. Еще раз поздравляю вас с праздником. Да хранит вас Господь на многая и благая лета!