Часто задаваемые вопросы

Опубликовано в Вопросы и ответы

 

  

  1. Зачем ходить в храм?
  2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
  3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
  4. Можно ли входить в храм с сумками?
  5. Что надо делать перед входом в храм и как вести себя в храме?
  6. Сколько времени надо находиться на службе?
  7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
  8. Что важно в поклонах и молитве?
  9. Как правильно прикладываться к иконам?
  10. Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?
  11. Что символизирует поставленная перед иконой свеча?
  12. Когда надо ставить свечи? Как правильно поставить свечу?
  13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?
  14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?
  15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?
  16. Какое самое важное поминовение для усопших?
  17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?
  18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
  19. Для чего совершается поминовение усопших?
  20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?
  21. Как нужно себя вести при каждении?
  22. Какой момент считается окончанием утреннего Богослужения?
  23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?
  24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?
  25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
  26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?
  27. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?
  28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?
  29. Сколько раз в году нужно причащаться?
  30. Что такое соборование?
  31. Как часто следует посещать храм?
  32. Что означает для верующего посещение храма?
  33. Какие Богослужения ежедневно совершаются в Церкви?
  34. Что такое пост?
  35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?
  36. Для чего нужна смерть тела?

1. Зачем ходить в храм?

Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных Богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20 ). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23 ), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15 ). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

 

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.

 

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании Богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей

 

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

 

5. Что надо делать перед входом в храм  и как вести себя в храме?

Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом. Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время надо подать записки, купить и поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми. Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы. Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

 

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии. Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».

 

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

 В храме совершаются Богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

 

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

 

9. Как правильно прикладываться к иконам?

К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

 

10. Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?

Свеча – это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Свеча – знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.

11. Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

 Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

 

12. Когда надо ставить свечи? Как правильно поставить свечу?

 Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

 

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

         Перед образом Спасителя моли про себя:
         Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
         Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
         Пресвятая Богородице, спаси нас.
         Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
         Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
         И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь то, что просишь.
         Ибо где образ, там и благодать первообразная.

 

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный — Адамов грех — и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии — трапезы любви, когда христиане, которые приходили на Богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

 

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.  Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

 

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

 

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

18. Что делать, если стоя на молебне или другом Богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

 Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

 

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

22. Какой момент считается окончанием утреннего Богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего Богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

  

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
 Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
         

 

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

 

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит Таинство Покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22—23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
 Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все Таинство Покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

 Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека. Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».  Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.  Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря:«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26 ). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф. 26:27,28 ). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19 ).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется». Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

 

30. Что такое соборование?

Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, больному подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор.   Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14,15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

 

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

 

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие Богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные Богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17—18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее Богослужение — оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее — из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное — из Третьего часа, Шестого часа и Божественной Литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного Богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

 

34. Что такое пост?

Пост – это добровольное воздержание от всякого наслаждения. Пост периодически напоминает о приоритете духовных ценностей над материальными. В дни поста верующие должны больше думать о Боге, о своих грехах, больше молиться, читать духовную литературу. А чтобы легче было это выполнить, прежде всего, надо меньше питаться. Совсем не употреблять мяса, яиц, молока, то есть скоромную пищу, а только постную, то есть растительную – хлеб, овощи, фрукты, каши. Сытная пища вызывает желание не молиться, а поспать или, наоборот, резвиться, развлекаться и т.п.

 

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

         Молитвы перед вкушением пищи:
         Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
         Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
         Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
         Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
         Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

         Молитвы после вкушения пищи:
         Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
         Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
         Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
         Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
         Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

         Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
         Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть — единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
         Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
         Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы — Каины, предатели Господа — Иуды, люди-звери — Нероны и другие?»
         Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

 

Задать вопрос священнику

Опубликовано в Вопросы и ответы

 

В этом разделе сайта вы можете задать вопросы священнослужителям Костанайской и Рудненской Епархии. Заполните форму комментария к данной статье. Вопросы можно так же отправлять по электроной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта и получения ответа священнослужителей, при этом указывается дата публикации, а не получения вопроса. Если Вы не хотите, чтобы Ваш вопрос был опубликован, обязательно сообщите нам об этом – тогда ответ будет направлен Вам на указанный в письме адрес электронной почты. Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях. Информацию по большинству вопросов о христианской вере и жизни, Священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории можно найти в других разделах нашего сайта, в т.ч. в разделе Часто задаваемые вопросы. Вопросы, требующие экстренного решения, лучше задать непосредственно священнику в храме.

Благодарим за понимание! С уважением, редакция сайта Костанайской и Рудненской  Епархии.

Вопрос-Ответ

Опубликовано в Вопросы и ответы

Что такое храм?  — Храм называют Домом Божиим. Конечно, не потому, что Бог живет только в храме. Бог везде и всюду. Нет такого места на земле и тем более на небе, где бы Его не было. В храме собираются люди, которые верят в Бога и стремятся жить по Его Заповедям. И Бог невидимо и чудесно является среди этих людей и поселяется в их душах, словно в доме. Храм — не просто здание. Все, что мы видим в храме, и само его устройство — это рассказ о том, как Бог поселяется в душе человека.

Скажите пожалуйста, можно ли читать домашние молитвы «про себя»?    — Не имеет значение, как мы молимся – вслух или про себя. Главное, чтобы молился ум, наша душа и сердце, чтобы молитва была осознанная.

Миропомазание, которое совершается на всенощном бдении — это Таинство или обряд? — На всенощной после чтения Евангелия совершается Елеопомазание, а не Миропомазание. Миропомазание – это Таинство, совершаемое после Таинства Крещения, которое в наше время, как правило, совершается одновременно с крещением. Так же Святое Миро используется при освящении храма и Антиминсов, которое совершает архиерей. В старое время до революции при короновании, восхождении российских императоров на престол также совершалось миропомазание, потому и монархов называли «Помазанник Божий».

Святой елей, используемый при Елеопомазании, освящается на литии. Лития совершается в конце вечерней накануне храмовых, двунадесятых и великих праздников. Согласно Толковому типикону профессора киевской духовной академии Михаила Скабаллановича на литии освящается хлеб, пшеница, вино и елей, что является отголоском древних Агап (Агапа – вечеря любви, совершаемая в первые века христианства). Продукты, освящаемые в конце вечерней, употреблялись в пищу во время Агап. В наши дни освященным елеем помазывают присутствующих в храме, при этом хлеб и вино, освященные на литии, раздают верующим после помазания. Пшеница используется для колива или добавляется в семена будущего урожая.

Елеопомазание также совершают на Богослужениях после чтения акафиста. В таких случаях елей берется от лампад, горящих у Святых мощей, Чудотворных или чтимых икон.

Это священнодействие не является Таинством, а благочестивой традицией, символизирующей Божественную благодать и милость. Слово «елей» в переводе с греческого означает «милость». На Богослужении мы часто слышим пение «Кирие элеисон!» — «Господи помилуй!».

Говорят: «святые иконы», «святой образ». Почему? Ведь это только изображение Господа, или Богородицы, или святых? — Слово «Святой» в переводе на наш современный язык означает «отделенный для Бога» или «принадлежащий Богу». Так, в задостойнике (ирмос 9 песни канона) праздника Сретения Господня мы читаем «Всяк мужеский пол, ложе сна разверзаяй, свят Богу», то есть, «Всякий рождающийся первенец мужского пола принадлежал Богу».

Таким образом, говоря о предметах, используемых при Богослужении, при общественной или частной молитве, как-то: иконы, мощи, крест, свечи, Евангелие принято называть святыми. Они предназначены только лишь для прославления Бога, Богородицы и Святых Угодников. Использование святых предметов не по назначению или без благоговения, посягательство на них считается грехом святотатства или кощунства.

 

Почти всегда, когда надо приступить к молитве (утреннее, а особенно вечернее правило), появляется множество дел и мыслей, которые совершенно не волновали до этого времени, хотя и хочу молиться. Это называется нерадение к молитве? Как с этим бороться? — Как мы знаем, молитва – это наш разговор с Богом, нашим Небесным Отцом, Спасителем, Источником и Подателем всяческих благ. Так же в молитвах мы обращаемся к Божьей Матери, святым, как неусыпным ходатаям у Престола Божьего о нас грешных. Но нам также известно, что на пути наших молитв дьявол воздвигает множество преград и искушений. За нашу душу идет постоянная борьба, и как говорит св. ап. Павел «враг ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить». Как только мы решаем обратиться к Богу в молитве, он тут как тут, искушает нас, как Вы пишите «множеством дел и мыслей».

Поэтому борьба с ним – это сосредоточенность и внимательность на молитве, не смотря на все искушения, с обязательным понуждением себя осознанно выполнить свое молитвенное правило до конца, и таким образом постыдить врага и прославить Господа за Его помощь в духовной борьбе. Не воспринимаете эти искушения как Ваше нерадение, потому как Вы пишите, что желание молиться у Вас есть. И присутствие искушений при молитве – это признак того, что врагу Ваша молитва «не нравится» и он провоцирует Вас на духовную брань. Желаю Вам с Божьей помощью в этой борьбе всегда оставаться победителем.

Как церковь относится к кодировке от пьянства? Благословляется это или нет? -Церковь относится критически к любым видам психического воздействия на человека. Психика (психео – душа) – область, над которой власть имеет только лишь Господь. Но если в эту сферу проникает экстрасенс, гипнотизер, целитель, то душе человека может быть нанесен непоправимый вред.

Церковь благословляет лечение алкогольной зависимости прежде всего духовными средствами – пост и молитва, исповедь и Причастие, а также не возбраняет обращаться за квалифицированной медицинской помощью (медикаментозной). Что касается так называемого «кодирования», то Православная Церковь этот метод «целительства» категорически запрещает.

Объясните пожалуйста слова нагорной проповеди «Блаженны нищими сердцем, ибо их есть Царство Небесное»? Кто такие «нищие духом»? — В вашем вопросе речь идет о первой из Заповедей блаженства Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5.3) Слово “блаженство” значит “счастье”, и путь к счастью лежит именно через “духовное нищенство”. О чем тут идет речь? Прежде всего, необходимо уразуметь, что понятие духовного нищенства не является синонимом ущербности, недостаточности, неполноценности. Речь идет, безусловно, о другом, – о духовном состоянии. Здесь нищенство позитивное, со знаком “плюс”, – нищенство, которое на самом деле является силой. Но силой, измеряемой не шкалой ценностей “сильных мира сего”, но ценностей Божьих. “Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф” (Зах. 4.6).

Понятие “бедняки Господни”, известно еще со времен Ветхого Завета, и по содержанию определяется как “ласковые, тихие, смиренные”. Блаженной памяти отец Александр Мень пишет об этом в своем труде “История религии”: “Кротость” и “смирение” – слова, которые сильно пострадали от неправильного употребления и ложных ассоциаций; смирение легко отождествляется ныне с ханжеской елейностью, низкопоклонством, унизительной покорностью. Но в библейской ветхозаветной и христианской традициях смирение понимается как духовное трезвение и доброта, что является противоположным опьянению гордынею… Духовная убогость имеет еще одно важное значение. Нищие духом – это те верующие и верные овечки стада Христова, которые не останавливаются на достигнутом, сердца которых наполнены неугасимым стремлением к Господу, всегда пылают очищающим, согревающим, просвещающим огнем Божьей любви. Это те, которые постоянно жаждут живой воды Слова Божьего, которые воистину есть ненасытимыми в исполнении Воли Божьей, и неутомимо преодолевают трудности на пути стяжания Духа Святого, на пути к Небесным высотам Благодати. Они никогда не скажут с надменным фарисейским самодовольством: “Я богат, и разбогател, и ничего мне больше не нужно”, но как нищие взывают к Господу: “Хлеб наш насущный дай нам днесь…”

Скажите пожалуйста,  почему Иисус Христос часто исцеляя больных, просил их никому не рассказывать об этом? — Причина, по которой Господь наш Иисус Христос запрещал исцелённым и воскрешённым рассказывать окружающим о своём чудесном исцелении, – это Его нежелание принимать людскую славу. Он сам сказал о Себе следующее: «Не принимаю славы от человеков…» (Иоанна 5:41). Иисус не искал людской славы или людского признания. Вот почему Он не хотел, чтобы люди распространяли о Нём мирскую славу как о чудотворце или целителе. Своим служением Он пытался показать людям, что Он – обещанный Мессия, Божий Сын. Именно поэтому Иисус призывал людей судить Его не по словам, а по делам, которые как раз и свидетельствовали лучше всяких слов о том, что Он и был Божьим Сыном, то есть Богом во плоти: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Иоанна 10:36-38).

У меня такой вопрос. Означает ли что с приходом Христа, со времен, так бы сказать, Новозаветных, законы Ветхого Завета (например, множество законов данных израильтянам в книге Левит) как бы отменяются, теряют свою силу? — Господь наш, Иисус Христос, отвечая на вопрос о законе сказал: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-41). Из этих слов мы видим, что для нас важно всем сердцем любить Бога и всех окружающих нас людей, потому, что в этих двух заповедях вся квинтэссенция Ветхозаветного Закона.

Как понимать это изречение «Кто примет хотя бы одно дитя во имя Моё, тот меня принимает» —  «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12).  Этими словами св. ап. Иоанн Богослов раскрывает критерии истинной веры. Вера – это не просто признание факта существования Бога, а жизнь по Божьей Воле и исполнение Его Святых Заповедей. Наибольшая заповедь, по словам Христа, любить друг друга, как Он возлюбил нас. Через любовь к ближним, которых мы постоянно видим вокруг себя, проявляется любовь к Богу, Которого мы никогда не видели. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали мне». Также, уважаемый Александр, и в цитате, которую Вы приводите, Иисус Христос говорит, что если кто окажет милостыню сироте, нищему или просто нуждающемуся ребенку, то тот эту милостыню или доброе дело делает лично для Господа.

Что означают такие слова» оставит человек отца и мать свою и прилепиться к мужу своему»? — В оригинале слова Спасителя звучат: «Оставит человек отца и мать свою, и прилепиться к жене своей, и будут двое одной плотью». Этой фразой Спаситель подтвердил ветхозаветную заповедь: «Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощницу по нему,…и сказал им Бог – плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…». Таким образом, из этих библейских слов следует, что брак, супружество, семья – является богоустановленным состоянием, в котором люди могут находиться при наличии любви, уважения и взаимного согласия. В прошлые времена, в социальном и экономическом плане, молодые люди находились в полной зависимости от своих родителей. При заключении брака подразумевалось, что интересы новой семьи выдвигались на первое место, и прежде всего муж обязан был заботиться о жене и детях, а потом уже о своих родителях. Это не означало, что престарелые родители оставались без внимания, т. к. их интересы были защищены V заповедью: «Чти отца твоего и матерь твою…».

«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним» (Ин.11,16). Для чего Фоме умирать вместе с Лазарем? —  Речь в данном месте идет об опасности, которая ожидала Иисуса Христа в Иудее. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Иоан.7:1). Фома как любящий ученик Господа хотел умереть с Ним, то есть пострадать за Его божественную проповедь. Именно потому, что он осознавал какая опасность грозит его Учителю в Иудее. А Лазарь тут при том, что его смерть стала причиной возвращения Спасителя в смертельно опасные для Него места. Поэтому и сказано было- пойдем и мы умрем вместе с ним… Это решение Учителя скорее всего напугало его…. тогда он скорее всего не верил до конца в Божественное происхождение Спасителя.

Почему православные чтут именно воскресный день, а не субботний? Ведь в Писании написано чтить субботу..? — В религии Ветхого Завета – Иудаизма суббота является днем покоя, седьмым днем недели, в который Бог Творец «почил в день седьмый от всех дел своих».(Быт, 2,2). Почитания седьмого дня как дня покоя было Богом утверждено в первом синайском законодательстве в десяти заповедях, четвертая из которых повелевает «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякия дела свои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10) Во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос часто обличал книжников и фарисеев в их формальном, доходящем до абсурда, отношении к субботе, в котором они не замечали судьбу живого человека, теряли здравый смысл. По этому, Иисус Христос и сказал «Не человек для субботы, а суббота для человека». Последователи Иисуса Христа – святые апостолы, первые христиане наряду с субботой начали почитать также и первый день недели – воскресение — день, в который Иисус Христос воскрес из мертвых, день в который Дух Святой сошел на апостолов. И этот воскресный день – день пятидесятницы фактически стал Днем рождения христианской Церкви. На страницах книги Деяния св. апостолов мы читаем, что первые христиане по воскресным дням собирались вместе для молитвы, для преломления хлеба – совершения Евхаристии. В настоящее время в традиции православного Богослужения суббота, как и воскресение, являются особыми днями. Так, в эти дни, как правило, во всех храмах совершается богослужение, не положен пост, а если это время многодневного поста, то пост послабляется. В литургическом седмичном круге седмица (неделя) начинается в воскресение, в день, когда Господь воскрес из мертвых, победил смерть, разрушил ад, положил начало нашему спасению. Каждое воскресение называется также «малая Пасха». Суббота является последним днем недели, завершающим седмичный богослужебный круг, символизирующим день вечного покоя, т. е. Вечность, Царство Небесное.

Помогите понять значение притчи в гл.16 Лк. В чем благодетель управителя? — Затруднение в понимании этой притчи состоит в том, что Христос как будто оправдывает несправедливость. Нельзя забывать, что Христос не оправдал домоправителя, так как Сам называл его неверным (Лк. 16, 8). Он ставит его в пример только за одно качество — за то, что он подумал о будущем и в интересах этого будущего сделал соответственные приготовления. Делая эти приготовления он проявил благоразумие. Являясь распорядителем немалых материальных ценностей, он, давая взаймы, преследовал свой интерес – вынуждал приписывать в расписке «доход» в свою пользу 20-50 %. И когда над ним «сгустились тучи» он решил проявить «благоразумие», отказавшись от «своих» процентов. Все люди в этом мире являются домоправителями. Единственным истинным Хозяином является Бог. Если Господь потребует от нас дать отчет, то мы окажемся несостоятельными. Что же в таком случае можем мы предпринять? Христос советует нам приобрести себе друзей в повседневной жизни. Сегодня от нас зависит кто-то, а завтра мы можем быть в зависимости от других. Бескорыстная дружба имеет вечную цену. Средства, время и здоровье скоро теряются у нас, но благодаря им мы можем завладеть любовью людей, а она ценнее прочих благ. Нам всем придется дать Господу отчет, потому что, как написано, «человеку положено однажды умереть, а потом суд». Поэтому необходимо подумать о будущем. Христос говорит, что сыны века сего догадливее сынов света и являются в некотором отношении примером для верующих. Управитель реально смотрел на положение вещей. Это советует Христос делать и нам: думать о будущем.

Почему нельзя есть перед причастием. И можно ли завтракать, если исповедь и причастие вечером? — В апостольский век первые христиане причащались не натощак (1 Кор.11:20-34). Благочестивый обычай не вкушать пищу и не пить до принятия небесных Христовых Тайн родился у древних христиан из чувства благоговения перед величайшей святыней не позже 3-го века. Об этом свидетельствуют священномученик Киприан Карфагенский, Тертуллиан и другие ранние христианские писатели. Блаж. Августин видит в этом обычае важный духовно-символический смысл. Угодно было Святому Духу, пишет он, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи. Благочестивый обычай был канонически закреплен 50-м правилом Карфагенского собора (397 г.): «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Сохранявшаяся практика причащаться в Великий Четверг после вкушения пищи позже была повсеместно запрещена. Окончательное решение по этому вопросу было принято святыми отцами Шестого Вселенского собора: «Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. 48). Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать» (правило 29). Это правило сохраняет силу и для тех, кто причащается вечером. Для исповеди специального воздержания от пищи не требуется.

Что делать, если несмотря на регулярные исповеди и причастие, уже исповеданные грехи все равно лежат тяжестью на сердце? Исповедовать их снова и снова? —  Самое главное нужно дать себе ответ на вопрос – был ли грех просто исповедан (рассказан) или произошло осознанное раскаяние в содеянном. Если возникает сомнение в собственном раскаянии – можно грех еще раз исповедовать, понимая, что грех – это не преступление, а болезнь. Нужно просить у Господа об исцелении своей души и с сокрушенным чувством приступать ко Святому Причащению.

Иногда дьявол ввергает нас в уныние, пытаясь внушить, что нет нам прощения за содеянное. Он хочет, чтобы мы сомневались в силе любви Божьей и Его милосердии, а также в очищающем действии Крови Господней. Из Святого Писания мы знаем, что «кровь Господа нашего Иисуса Христа очищает нас от всякого греха».

Но не всякая болезнь проходит сразу и мгновенно, иногда для выздоровления необходимо время. Это нужно отнести и к недугам души. Время – лучший лекарь. Советую Вам набраться терпения, не впадать в уныние, и читать Псалом 50, как образец покаяния, и Господь обязательно вернет «…радость спасения…».

Как рано надо начинать поститься детям? — По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.) Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью». Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста. Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 545-593 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@gmail.com

 

 

Вопрос-Ответ