Слово епископа Анатолия во вторник 1-й седмицы Великого поста.
Братья и сестры, мы вступили на путь Великого поста. Люди часто задают вопрос, что такое пост? Пост – это когда не едят мясо, не пьют молоко, или пост – это что-то другое? Когда не едят мясо и не пьют молоко – это диета. Еще существует суждение о том, что не важно, что есть в пост, главное не есть людей – это всего лишь обман, потому что если человек, когда церковь установила особый подвиг жизни, будет есть постом мясо и пить молоко, он с удовольствием «съест» и людей.
Были такие примеры, как Преподобный Сергий. Мать его была набожной, ходила в храм, молилась и постилась, будучи беременной. Однажды она перепутала дни, и в пятницу поела молочного, Преподобный Сергий в утробе воспротивился, то есть он уже начал поститься, будучи в утробе матери. Что такое пост? Это особые отношения с Богом. Вот вырос Преподобный Сергий, ел он людей – нет, убивал – нет, наоборот сам молился, трудился, помогал людям. А вот Гитлер, Ленин? У них родители не постились. Что они натворили, сколько миллионов людей вместе с мясом и молоком съели и даже не поперхнулись, столько наделали, только вот на небо не поднялись, а Преподобный Сергий поднялся на небо.
Часто приходится говорить о посте как о весах, на которых мы можем взвесить свою веру. Длина измеряется метрами, миллиметрами, вес – килограммами, тоннами, а вера – она измеряется верностью Богу, и эта верность видима нам во время поста. Что мне дороже? Кусок колбасы или вечная жизнь? Что мне важнее, конфетка, на которой нарисована коровка с рожками, или Христос, распятый на кресте? И здесь появляется вера, она растет, она становится в человеке всеобъемлющей, и уже не только не буду есть или пить во время поста, я не буду делать ничего греховного, что делает мою душу мертвой, грязной, неспособной общаться с Творцом. Поэтому во время поста, как на весах, взвешивая свою веру, я приближаюсь к Богу. А если не взвешиваю, могу ли я сказать, что я верен Богу? Если мне не важно молюсь я или не молюсь – общаюсь с Творцом или нет, кормлю свою душу в Таинстве Евхаристии Телом и Кровью Вечного Бога, Который меня поднимает от смерти в вечность, или не кормлю? Среди вас многие матери, знаете, если ребенка не кормить – долго он проживёт? Он умрет! И душа, если ее не кормить Телом и Кровию Божиией, добрыми делами, будет ли она жить? Конечно, она тоже умрет. Как вода в стакане, если ее не добавлять, вода высохнет и останется только напоминание о ней в виде осадка, различных солей. Так и наша душа – вроде бы человек, а человеческое мы теряем. Начинаем пить, гулять, обманывать.
Мы после службы в храме возвращаемся домой, находим там своих близких, родных, которые что-то сделали не по-нашему. Мирно ли мы к ним относимся? Мне самому приходилось видеть пример, как домой возвращалась одна бабушка из храма и набрасывалась на своих детей и внуков: «Вы что не знаете, что я из храма пришла, а вы телевизор смотрите! Вы что не знаете, что идет пост, а вы смеетесь…». И родственники отвечали: «Бабушка, ты же в церковь ходишь… как ты себя ведешь?». Вот встает вопрос, когда мы с таким настроением придем к Богу и Ему скажем: «Господи, разве не видишь, я к Тебе пришел! Так что стой по стойке смирно, делай, что я скажу, и ни в коем случае не подумай меня ослушаться»…будет со мной Господь общаться? Конечно, нет. Поэтому нам, христианам, церковь дает уроки. Недавно мы вспоминали притчу о блудном сыне. Блудный сын – это образ наших детей, наших родных и знакомых… они походили, погуляли, телевизор посмотрели, и когда у них что-то случается – кто-то заболевает, кто-то сталкивается с трудностями на работе – они приходят в храм, ставят свечи со слезами: «Боже, милостив буди мне грешному, согрешил против неба и пред Тобою…», а мы что? «Не так молятся, не так одеваются, ни в такой одежде в храм пришли, как они посмели! Господи, разве Ты не видишь? Разве можно их пускать в храм?». Разворачиваемся и уходим. Эта притча не только о блудном сыне, блудный сын покаялся. А вот мы с вами, ходя в храм, осуждая людей, приходящих к Богу, остаемся ни с чем. Старший, верный сын, который все это время был рядом со своим отцом, в Рай не попал. Казалось бы, наследник, он с Богом, у него все есть, но его слова, его мысли: «как ты посмел этого грешного человека приблизить к себе?». Вот почему Церковь нам дает понять суть, чтобы мы как те воробьи на мякине не попались, клюем, клюем и впустую… Нам нужно, чтобы мы людей, пришедших к Богу, смогли утешить, сказали доброе слово, помогли помолиться. Не обязательно их просить, заставлять, укорять. Они смотрят телевизор, смеются, а я подойду к иконам с молитвой: «Отче наш, иже еси на Небесех…». Они увидят это и скажут: «Как же так, наша бабушка пришла из храма, молится, а мы мало того, что в храме сами не были, так еще и мешаем ей… ». И домочадцы сами выключат этот телевизор, сами увидят и поймут, что неправильно живут и поступают.
Бог ждет душу, способную жить в вечности. А если она завалена грехами, разъедена ржавчиной наших страстей и пороков, ну как этой душе войти в жизнь вечную? Господь сказал: «Кто не родится от воды и духа не войдет в Царство Божие…». Если сделали аборт – будет этот младенец президентом, начальником рода, достойным гражданином? Конечно, нет. Этот человек выброшен из жизни. И он уже не будет другом, братом, отцом. А если наша душа не родилась в вечность, будет она в Раю? Будет она иметь эти свойства, которые там необходимы? Сможет она увидеть Бога, ведь Бог бесконечный, этими глазами мы не сможем Его узреть.
Бог настолько любвеобильный, Он готов всех прощать и каждому помогать, разве могу я прийти и сказать Ему: «Ты, Господь вот этих прощай, а этих нет, меня не забудь, потому что я не как прочие человеки!». Поэтому, не родившись в вечной жизни, мы остаемся ни с чем. Поэтому в Церкви для человека уготовано понимание того, кто мы есть, для чего мы живем на земле, в чем смысл нашего существования. Кто мы есть? Мы Образ и Подобие Божие. Может Бог ругать? Нет. Значит, и мы не можем. Может Бог убивать? Нет! Он сам идет на смерть ради других. Если я убиваю других, как я могу на равных общаться с Богом? Разве я Образ и Подобие Его? Если я, живя на земле, занимаюсь только землей и не подумаю о Небе, смогу я туда подняться? Я буду жить с землей, к чему привык – с тем я и останусь. Но мы уже согрешили, мы прожили жизнь, что делать с душой? В ней надо навести порядок, очистить от грехов. Уборка это начинается с покаяния и с просьбы к ближним: «Простите меня Христа ради». Я должен отказаться от земного ради того, чтобы побыть на небе. Дома, делая уборку, от чего мы отказываемся? От удобств. Все переворачиваем, снимаем, открываем, отказываемся от удобств, чтобы потом встретить праздник, встретить гостей в убранном, чистом помещении. Мы отказываемся от временного, чтобы получить радостное. Также и с душой, для нее обязательно нужно сделать эту уборку. Для этого нужно отказаться от чего? Церковь говорит, что всего мы не можем, ну хотя бы от мяса и молока, хотя бы от развлекательных передач, хотя бы от ругани, хотя бы не будем осуждать друг друга… Старцы и пустынники на время Великого поста уходили из монастыря, чтобы наводить порядок в своей душе. Мы в скором времени будет читать житие Марии Египетской – помните старца Зосиму, когда настало ему время разобраться с мыслями и подготовить себя для жизни вечной, он ушел в пустыню и там встретил таких же людей, ту же Марию Египетскую и других старцев, они готовили себя к вечной жизни. Но мы, живя в этом мире, не можем уйти в пустыню, нас окружают работа, заботы, дом, семья. Потому Церковь просит нас хотя бы не грешить, не осуждать друг друга и отказаться от скоромной пищи. Но нужно знать, что по болезни пост не благословляется. На Шестом Вселенском соборе постановили, что если кто умрет из-за поста, тех даже хоронить рядом с православными людьми нельзя. Потому что нам Господь дал храм - наше тело, и о нем нужно заботиться так, чтобы оно славило Бога, а не было обременением для тех, кто нас окружает.
Преподобный Сергий привык поститься с утробы матери. В моей памяти есть пример моей мамы. Я знаю, что с 1962 года она ни разу не нарушила среду и пятницу, не нарушила ни один пост, и ни разу не легла отдыхать без молитвы на сон грядущий – то есть, к чему человек привыкнет, то он и выполняет. Привыкли в молодости поститься, будем поститься и в старости. Если организм требует по болезни того же молока, особой пищи – ее нужно принимать, чтобы приглушить болезнь, но ни в коем случае не осуждать других, ни в коем случае не забывать их на молитве. Сколько у нас прадедушек, прабабушек, наших предков – они умерли, и ждут наших молитв, чтобы мы замолвили словечко за них перед Богом: «Боже, будь милостив ко мне грешному и к ним…». И когда мы умрем, они нас будут встречать. Мы видим, как вокруг мир уходит от Бога, нам нужно не осуждать его, а помолиться: «Боже, не ведают, что творят. Помоги им…». И Господь по молитвам сделает большое чудо, и наших родственников приведет к себе и сделает их достойными Царствия Небесного.
Пост – это чудо, которое нам дала Святая Церковь, мы в нем узнаем о своей вере, узнаем, кто мы такие и как привести свою душу в порядок. И когда наступает самый главный момент в нашей жизни – смерть, вот это все пригодится, и тогда можно будет увидеть Бога и услышать от Него такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11-28,29). Это пост. А поскольку пост у нас начинается с Прощеного воскресенья, я тоже прошу у вас прощения. Простите меня, отцы, братия и сестры Христа ради…согреших бо делом, словом и помышлением… Я тоже человек, у меня тоже не все получается, но желание быть с Богом и обязательно соответствовать Образу и Подобию Божию есть. Да простит нас всех Господь. Простите меня Христа ради. И дай Бог вам всем здравия и спасения, и чтобы пост вам был во здравие души и тела, и тогда мы вступим на праведный путь – а этот путь только с Богом… да хранит вас всех Господь.