28.01.2018г. Проповедь епископа Анатолия в Константино-Еленинском соборе. Неделя о мытаре и фарисее.

Опубликовано в Проповеди владыки

Дорогие мои, поздравляю вас с Воскресением Христовым! Это праздник, который будет касаться каждого человека, перешагнувшего порог земной жизни. Воскреснуть со Христом в жизнь вечную, это означает находиться там, где находится Бог. Это означает слышать Его, видеть, общаться с Ним, общаться с нашими родными и близкими. Но для того чтобы туда войти, человек на Земле должен приобрести свойства. Как птица не может без крыльев летать, как человек без ног не может нормально ходить по земле, так и душа человеческая, если на земле не приобретет свойства видеть Бога, общаться с Ним, разговаривать, видеть Его различные бесконечные творения, которыми он наполнил бесконечность и тем самым радоваться, общаясь с ним получать, не только радость, но даже и блаженство. То есть такое состояние, которое никогда не заканчивается, ни чему не подвергается. Вот эти свойства человек приобретает, как говорит апостол, в виде мира радости, любви, кротости, воздержания, терпения, братолюбия, а достигаются они молитвой, постом, трудом, желанием и хотением человеческим. И все эти, казалось бы человеческие свойства, их нужно упорядоченно для себя представлять, понимать, выбирать на них время. Так, чтобы эти действия были полезны человеку, необходимо чтобы Святая Церковь указала нам путь. Начинается этот путь с того, что нас христиан крестят, дают нам путеводную звезду, нам дают имя святого, который уже прошел жизненный путь и является уже небожителем. Нам дается молитва, святые Таинства, дается Святая Церковь. И вот живя в этих обстоятельствах, человеческая душа обретает уже способность видеть, слышать Бога, общаться с Ним. И вот Святая Церковь для человека предлагает некоторые свои способы созидания души и одним из способов является пост. Пост это не диета, это не какие-то временные рамки запретов. Пост это весы, на которых человек взвешивает свою веру, свои желания, хочет он жить в вечности или не хочет. Для того, что бы жить в вечности нужно приобретать свойства и церковь дает это средство - это пост. И человек взвешивает на весах своей веры: кто дороже Христос или же кусок колбасы. Христос, церковь или же телевизор, вечная жизнь или же без конца повеселиться во время, которое мне отпущено. Таким образом пост, это время когда человек отстраняет надвигающиеся казалось бы телесные потребности и приближает к себе заботу о своей душе. Святые отцы время поста называли торжеством духа над плотью, торжеством человеческого разума и человеческой веры. Таким образом, пост становится ступенькой, вставая на которую человек начинает видеть. Вот подрос на 3 мм, прошел пост–подрос на 1 см, пройдёт жизнь, и мы увидим, что подросли оказывается на целое небо. Оказывается, через пост можно подняться туда, где живут ангелы, и где находится вечная жизнь. Но мы знаем и другие посты – мы видим, как спортсмены постятся, нам и не снилось. Чтобы получить медаль, человек может годами, десятилетиями отказываться от любимой еды, и все ради того, чтобы получить на шею блестяшечку. А мы ради того, чтобы получить вечную жизнь, отказываемся от чего-либо? Порой обычные ограждения для нас кажутся чем-то таким унизительным: что же это Церковь ставит нас в рамки, которые нас ограничивают. А я же хочу, я же человек свободный! Вот на эти слова Апостол Павел сказал: всё мне позволено, пожалуйста не постись, но не всё мне полезно. Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. И вот пост показывает, насколько я смогу освободиться от земного притяжения едой, увеселениями, различными привычками и страстями. Насколько я смогу освободиться этих пут, чтобы преодолеть земное притяжение. Вот для этого предлагается пост, никак у спортсменов, а такой пост, который вводит у меня смирение, кротость, воздержание, в радость... Есть ещё один пост, который мы видим по телевидению: умерла та или иная топ-модель. Они постятся так, что не едят годами, а пьют только воду. Превращаются в скелет и умирают. Вот такой пост даст человеку преодоление земного притяжения? Нет. Примагничивает еще больше. И человек становится рабом всего-навсего желания быть удивительно красивым. И в итоге эта красота становится смертью, хуже змеи, хуже даже самого страшного разбойника. И вот что бы пост не сделался для нас убийственным, Святая Церковь устраивает нам подготовительные недели. Сегодня начинается подготовление к посту. Не сам пост, а еще только приготовление. Во-первых вся седмица предстоящая является сплошной, то есть в среду и пятницу вкушают всю пищу, скоромную и постную. Скоромную употребляют для того, чтобы запасы были исчерпаны, чтобы насыщение определенным видом пищи было совершенным и чтобы в сознании человека обязательно зародилось хотение, желание оставить это и попоститься, отстранить эту пищу. Но всегда ли это желание бывает спасительным? Конечно не всегда, и вот на примере топ-моделей и спортсменов видим что это иногда приводит даже и к физической смерти, не говоря уже о духовной. И вот Святая Церковь нас предупреждает что бы мы в Церкви постясь не получили духовную смерть. Что бы мы постясь вспомнили о том, чем должен быть пост и чем он должен сопровождаться. На примере мытаря и фарисея которые пришли в храм, один встал впереди храма, другой к конце. Один похвастался как он постится и как делает добрые дела, а другой стоял и бил себя в грудь и говорил: «Боже будь милостив ко мне грешному». Казалось бы, оба достойны прощения и вечной жизни, но Господь не сказал этого. Он сказал, дело хорошее, оба вышли оправданными, только мытарь вышел более оправданным, фарисей менее, поскольку он превозносился перед мытарем. Но этот пост для них не был спасительным. Они еще не получили то, ради чего в принципе пост существуют. Они не получили спасение и прощение. А это происходит только после того, когда человек постясь прощает других, а не указывает: славу Богу, я не такой как прочие, я лучше. Пост указывает человеку на то, что добрые дела, которые сделал человек, они должны быть твоим свойством, не твоим возвышенным каким то жестом, что я вот могу это делать, а быть поступком, которое человек делает с сердцем, с желанием того, что бы Господь очистил наше сердце. Вспомним, как в других местах принимал кающуюся грешницу: Он говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя», как прокаженным говорил – «Иди и вера твоя спасла тебя». А вот мытарю и фарисею он не сказал, что пост их спас, потому что это только средство, а ещё нужны были плоды этого поста. Не случайно вчера вечером, кто был на всенощном бдении пели такие слова удивительного псалмопевца: «Покаяния отверзи мне двери Жизнодавче», т.е. через покаяние я могу, Господи, увидеть то чего без него не могу. Как вот эти два человека в храме, они пришли и обозначили, кто они есть, но они не сделали ничего, что бы принести плода от своих дел, и плодом оказывается у поста есть покаяние, смирение, кротость. Будут читать молитву Ефрема Сирина, где он произносит такие слова: «Дух смиренномудрия, терпения, любви, кротости». Вот что является плодом поста, кротости и воздержания. Поэтому, мы с вами дорогие мои, находясь в церкви, не просто перед глазами видим какие то события, изменяющиеся цвета облачений священников. Это церковь всеми своими доступными средствами пытается вразумить наш ум и привлечь нашу душу к спасению, к вечной жизни через свой пример, через свое вразумление, через свою отеческую и материнскую заботу. И вот поэтому подготовительные седмицы к посту и установлены церковью, они необходимы и пока будут они длиться нужно обязательно осмыслить, а нужен нам пост или нет? Можно ли быть счастливым целую неделю, вкушая все подряд. Или же пересмотреть ценность того, что для меня казалось бы главным и нужным. И таким образом мы с вами дорогие мои становимся способными воспринимать уже в себя и учение Церкви, учение Евангелия, слова Спасителя и конечно же научившись и восприняв произносить их вместе с разбойником, который висел на кресте и говорил, «Помяни меня Господи когда придешь во Царствие Твое...» С Праздником Вас.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ