19.01.2018 Слово епископа Костанайского и Рудненского Анатолия в праздник Крещения Господня.

Опубликовано в Проповеди владыки

Смотришь передачи, поздравления друг другу и ни как не поймешь – что же понимается под крещением у людей, которые не ходят в храм, а только приходят за водичкой. Хотелось бы всем объяснить: слово «Крещение» - это древнее славянское слово. Оно означает «соскребать», «очищать», «приготавливать». В греческом языке это слово переводится, как «погружение», «baptizo» (отсюда баптисты) - окунул и вынул. Но Господь показывает, что человеческая душа настолько пригорела грехами, настолько заболела смертью, что просто окунуть мало. Это, как нашу старую сковороду, как не окунай ее в различную воду, она не очистится.  Ее нужно отшкрябать, отчистить, ее нужно довести до первостепенного вида,  как ее изготовили. Вот и Господь пришел к людям. А мы все настолько грязные, настолько пригорело к нам греховное естество, смерть, зависть, злоба, ненависть, вражда, противостояние Богу, самолюбие, самоутверждение, что человек стал настолько черствым по отношению к Богу, что нужно его было отшкрябать, крестить. Нужно было отскребать вот эту скверну, чтобы человек стал способным видеть кротость Бога, Свет жизни, радость бытия, понимать вечность, ценить и чтить своих близких, родителей, друзей…

Вот для того, чтобы эти все свойства возобновить в человеке, Господу и нужно было употребить такие усилия, какие в принципе не умещаются в человеческом уме. Мы видим, как обыкновенные, казалось бы, люди, увлеченные властью, высокомерно относятся к тем, у кого нет этой власти. Как разговаривают, как выстраивают свои отношения. Но не так сделал Бог. Он пришел младенцем с кротостью, в милости, в милосердии, в любви. И вот, как этому Богу Любви отшкрябать нас от наших грехов? Он идет на берег Иордана, подходит к Иоанну Крестителю и говорит:  «Мне надо от тебя креститься». Иоанн задрожал. Он понял и знал - Кто к нему пришел. К нему пришел Бог–Творец видимого и невидимого мира, Творец всех галактик и звезд, пришел в человеческом образе, чтобы отшкрябать. Но что отшкрябать? Спаситель не сотворил никакого греха, не сотворил никакого зла и ненависти.  И Иоанн Креститель говорит –  мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14), потому что я человек, я грешный, и я не достоин даже развязать ремень на обуви Твоей, а Ты просишь креститься. И тогда Господь говорит:  «Оставь, нам надлежит исполнить всякую правду». И вот этот безгрешный человек идет в воду, чтобы Его отмыли, приготовили для Царствия Божия. Но поскольку Господь принял всю человеческую природу, и вот Он эту природу, своим Божеством, своим смирением отшкрябывает, крестит в этих водах. И наша природа становится после того, как вышел Спаситель из воды, способной уже жить в вечности – до этого не было возможности. Способной общаться с Богом – до этого не было возможности. Способной жить в Раю – до этого не было возможности. Часто Крещение Спасителя воспринимается, как наше с вами рождение в вечную жизнь. Мы с вами не были способны, и вот через крещение мы получаем свойство - общаться с Богом, и получать от него все милости, все благости. И после того, как наша душа омывается в Таинстве Крещения,  когда мы крестимся в наших храмах после рождения, мы становимся способными принять Бога. И как в Евангелии Господь говорит после этого – И приду к ним, и вселюсь в них, и обитель в них совершу, и они мне будут сынами и дочерями, а  Я им буду Богом (2Кор 6:16).  Вот что такое крещение. Крещение - это приготовление себя для того, чтобы встретиться с Богом. И наша душа должна иметь определенные свойства - потому что, как можно видеть, если нет глаз, как можно слышать, если нет ушей, как можно говорить с добром, если я сам являюсь злом?

Это происходит в Крещение. Только Господь, не сотворивший никакого греха, омыл человеческую природу водою, сообщил этой воде благодать, которая способна умерщвлять смерть, бороться с дьяволом, умерщвлять страсти и творить всякое добро. Вот поэтому, когда мы приносим  домой воду, ее можно утром натощак принимать вместе с просфорочкой. Когда мы поминаем наших близких и подаем записку на проскомидию и получаем просфорочку, то можно ее нарезать на маленькие кусочки и вместе с водою  по 2-3 глоточка и этот кусочек просфоры вкусить в себя Хлеб Жизни, принять в себя благодать воды, очищающей нас. И тогда человек становится другим на земле: и горе не горе, и обида не в обиду, и радость становится совершенной. Вода также призвана освящать наши дома. Особенно бабушки, когда провожаете на работу своих детей или внуков, благословите их крестным знамением. А если потребуется, если нужно, возьмите и налейте в чашку крещенской воды, опустите туда лепесточек цветка, благословите, окропите, и вы увидите, как будет меняться ваша жизнь, будет меняться к тому, чтобы с вами общались, чтобы радость ценилась, чтобы человеческие свойства не осквернялись человеческим безобразием. И поэтому святая вода является ограждением  от различных злых обстоятельств. Особенно этой воды боятся ворожеи, экстрасенсы, боятся различные колдуны. Освятив дом этой водой, запомните – никогда никакая ворожба не придет в ваш дом.

Я учился в семинарии в начале восьмидесятых годов.  В нашей группе был один священник  - отец Вячеслав, он потом служил на Камчатке. До этого он жил рядом со Львовом, ушел в армию, был там старшиной.  И вот однажды приехал экстрасенс. Он показывал разные фокусы: ставил два стула по 10 сантиметров от роста человека в каждую сторону, клал солдатика, делал его доской, на него садилось несколько человек, и солдатик не прогибался. Делал еще разные манипуляции и потом говорил:  «ну, кто еще желает, чтобы я с ним такое же произвел?» Все отказались и Вячеслав говорит: «как-то неудобно, вроде бы я старшина,  и  мы вроде бы как испугались», - и пошел через весь зал к этому экстрасенсу. И у него забилось сердце. Он говорит: «я получил такой страх, что вот умереть - не встать. И вспомнил, как меня мама учила читать молитву: «Господи помилуй». Идет, вспомнил эту молитву и читает. Всходит на сцену. Экстрасенс что только не делал с Вячеславом, и так к нему и по-другому, и потом он говорит, что пока этот человек будет в зале, я здесь бессилен. И вот там Вячеслав сказал себе: «если от одной молитвы этот человек не смог мне ничего сделать, что же будет, если я буду священником». И вот там, на сцене, он дал себе слово -быть священником. И стал священником. Целую Камчатку привел к православию. Один человек сделал там фактически епархию. Так вот, если только одна молитва так побеждает дьявола, то что же делает наша святая вода, если мы знаем, что ее освятил сам  Господь в Крещение, и мы Господа призываем к нам в Заступника и Помощника. Вы убедитесь, что будут совершаться чудеса. Мы, как священники, видим это постоянно. Желаю, чтобы святая вода пришла к вам в дома без каких-либо волнений, криков, когда будете набирать, то постойте смиренно, не толкайтесь, уважьте, ведь там Бог, там Благодать. Любой крик, любой толчок, любое раздвигание плечами  - это значит  оскорбление Бога. И может так статься, что принесем домой обыкновенную воду, поруганную нашим несоответствующим поведением. Вода  будет раздаваться очень быстро, поэтому мы все с вами побудем еще 10-20 минут здесь, в храме, и поблагодарим Господа за те милости и благодеяния, которые Он нам дает. Да хранит Вас Господь, а всех причастников с принятием Святых Христовых Тайн. Можно немного набирать, а когда она будет в бутылочке заканчиваться, можете набрать еще  такую же бутылочку,  и из этой освятить  крестиком водичку. Моя мама перед смертью рассказывала, что она всегда имела дома одну только литровую баночку этой воды. Когда вода заканчивалась, она набирала вторую банку  и оставшуюся выливала в банку и тем самым освящала. Ей на год нужно  было более 40 литров,  и она это все исполняла. Так что, если кто желает, может использовать и этот опыт. Не обязательно набирать целыми бидонами, а довольно небольшое количество, и она освятит море, освятит всю жизнь, освятит весь дом, только обязательно должна быть вера и благоговение перед этой святыней. Да хранит вас Господь!

28.01.2018г. Проповедь епископа Анатолия в Константино-Еленинском соборе. Неделя о мытаре и фарисее.

Опубликовано в Проповеди владыки

Дорогие мои, поздравляю вас с Воскресением Христовым! Это праздник, который будет касаться каждого человека, перешагнувшего порог земной жизни. Воскреснуть со Христом в жизнь вечную, это означает находиться там, где находится Бог. Это означает слышать Его, видеть, общаться с Ним, общаться с нашими родными и близкими. Но для того чтобы туда войти, человек на Земле должен приобрести свойства. Как птица не может без крыльев летать, как человек без ног не может нормально ходить по земле, так и душа человеческая, если на земле не приобретет свойства видеть Бога, общаться с Ним, разговаривать, видеть Его различные бесконечные творения, которыми он наполнил бесконечность и тем самым радоваться, общаясь с ним получать, не только радость, но даже и блаженство. То есть такое состояние, которое никогда не заканчивается, ни чему не подвергается. Вот эти свойства человек приобретает, как говорит апостол, в виде мира радости, любви, кротости, воздержания, терпения, братолюбия, а достигаются они молитвой, постом, трудом, желанием и хотением человеческим. И все эти, казалось бы человеческие свойства, их нужно упорядоченно для себя представлять, понимать, выбирать на них время. Так, чтобы эти действия были полезны человеку, необходимо чтобы Святая Церковь указала нам путь. Начинается этот путь с того, что нас христиан крестят, дают нам путеводную звезду, нам дают имя святого, который уже прошел жизненный путь и является уже небожителем. Нам дается молитва, святые Таинства, дается Святая Церковь. И вот живя в этих обстоятельствах, человеческая душа обретает уже способность видеть, слышать Бога, общаться с Ним. И вот Святая Церковь для человека предлагает некоторые свои способы созидания души и одним из способов является пост. Пост это не диета, это не какие-то временные рамки запретов. Пост это весы, на которых человек взвешивает свою веру, свои желания, хочет он жить в вечности или не хочет. Для того, что бы жить в вечности нужно приобретать свойства и церковь дает это средство - это пост. И человек взвешивает на весах своей веры: кто дороже Христос или же кусок колбасы. Христос, церковь или же телевизор, вечная жизнь или же без конца повеселиться во время, которое мне отпущено. Таким образом пост, это время когда человек отстраняет надвигающиеся казалось бы телесные потребности и приближает к себе заботу о своей душе. Святые отцы время поста называли торжеством духа над плотью, торжеством человеческого разума и человеческой веры. Таким образом, пост становится ступенькой, вставая на которую человек начинает видеть. Вот подрос на 3 мм, прошел пост–подрос на 1 см, пройдёт жизнь, и мы увидим, что подросли оказывается на целое небо. Оказывается, через пост можно подняться туда, где живут ангелы, и где находится вечная жизнь. Но мы знаем и другие посты – мы видим, как спортсмены постятся, нам и не снилось. Чтобы получить медаль, человек может годами, десятилетиями отказываться от любимой еды, и все ради того, чтобы получить на шею блестяшечку. А мы ради того, чтобы получить вечную жизнь, отказываемся от чего-либо? Порой обычные ограждения для нас кажутся чем-то таким унизительным: что же это Церковь ставит нас в рамки, которые нас ограничивают. А я же хочу, я же человек свободный! Вот на эти слова Апостол Павел сказал: всё мне позволено, пожалуйста не постись, но не всё мне полезно. Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. И вот пост показывает, насколько я смогу освободиться от земного притяжения едой, увеселениями, различными привычками и страстями. Насколько я смогу освободиться этих пут, чтобы преодолеть земное притяжение. Вот для этого предлагается пост, никак у спортсменов, а такой пост, который вводит у меня смирение, кротость, воздержание, в радость... Есть ещё один пост, который мы видим по телевидению: умерла та или иная топ-модель. Они постятся так, что не едят годами, а пьют только воду. Превращаются в скелет и умирают. Вот такой пост даст человеку преодоление земного притяжения? Нет. Примагничивает еще больше. И человек становится рабом всего-навсего желания быть удивительно красивым. И в итоге эта красота становится смертью, хуже змеи, хуже даже самого страшного разбойника. И вот что бы пост не сделался для нас убийственным, Святая Церковь устраивает нам подготовительные недели. Сегодня начинается подготовление к посту. Не сам пост, а еще только приготовление. Во-первых вся седмица предстоящая является сплошной, то есть в среду и пятницу вкушают всю пищу, скоромную и постную. Скоромную употребляют для того, чтобы запасы были исчерпаны, чтобы насыщение определенным видом пищи было совершенным и чтобы в сознании человека обязательно зародилось хотение, желание оставить это и попоститься, отстранить эту пищу. Но всегда ли это желание бывает спасительным? Конечно не всегда, и вот на примере топ-моделей и спортсменов видим что это иногда приводит даже и к физической смерти, не говоря уже о духовной. И вот Святая Церковь нас предупреждает что бы мы в Церкви постясь не получили духовную смерть. Что бы мы постясь вспомнили о том, чем должен быть пост и чем он должен сопровождаться. На примере мытаря и фарисея которые пришли в храм, один встал впереди храма, другой к конце. Один похвастался как он постится и как делает добрые дела, а другой стоял и бил себя в грудь и говорил: «Боже будь милостив ко мне грешному». Казалось бы, оба достойны прощения и вечной жизни, но Господь не сказал этого. Он сказал, дело хорошее, оба вышли оправданными, только мытарь вышел более оправданным, фарисей менее, поскольку он превозносился перед мытарем. Но этот пост для них не был спасительным. Они еще не получили то, ради чего в принципе пост существуют. Они не получили спасение и прощение. А это происходит только после того, когда человек постясь прощает других, а не указывает: славу Богу, я не такой как прочие, я лучше. Пост указывает человеку на то, что добрые дела, которые сделал человек, они должны быть твоим свойством, не твоим возвышенным каким то жестом, что я вот могу это делать, а быть поступком, которое человек делает с сердцем, с желанием того, что бы Господь очистил наше сердце. Вспомним, как в других местах принимал кающуюся грешницу: Он говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя», как прокаженным говорил – «Иди и вера твоя спасла тебя». А вот мытарю и фарисею он не сказал, что пост их спас, потому что это только средство, а ещё нужны были плоды этого поста. Не случайно вчера вечером, кто был на всенощном бдении пели такие слова удивительного псалмопевца: «Покаяния отверзи мне двери Жизнодавче», т.е. через покаяние я могу, Господи, увидеть то чего без него не могу. Как вот эти два человека в храме, они пришли и обозначили, кто они есть, но они не сделали ничего, что бы принести плода от своих дел, и плодом оказывается у поста есть покаяние, смирение, кротость. Будут читать молитву Ефрема Сирина, где он произносит такие слова: «Дух смиренномудрия, терпения, любви, кротости». Вот что является плодом поста, кротости и воздержания. Поэтому, мы с вами дорогие мои, находясь в церкви, не просто перед глазами видим какие то события, изменяющиеся цвета облачений священников. Это церковь всеми своими доступными средствами пытается вразумить наш ум и привлечь нашу душу к спасению, к вечной жизни через свой пример, через свое вразумление, через свою отеческую и материнскую заботу. И вот поэтому подготовительные седмицы к посту и установлены церковью, они необходимы и пока будут они длиться нужно обязательно осмыслить, а нужен нам пост или нет? Можно ли быть счастливым целую неделю, вкушая все подряд. Или же пересмотреть ценность того, что для меня казалось бы главным и нужным. И таким образом мы с вами дорогие мои становимся способными воспринимать уже в себя и учение Церкви, учение Евангелия, слова Спасителя и конечно же научившись и восприняв произносить их вместе с разбойником, который висел на кресте и говорил, «Помяни меня Господи когда придешь во Царствие Твое...» С Праздником Вас.

Проповедь епископа Костанайского и Рудненского Анатолия на Преображение Господне 2018 г.

Опубликовано в Проповеди владыки

Поздравляю вас с праздником Преображения Господня!
Этот Праздник удивителен тем, что свет, которым просвещает Бог каждого человека, каждую плоть, коснется и нас с вами при одном условии: нужно быть со Христом и жить так, как он заповедал – любить Бога и любить ближних людей. И всё. И больше ничего от человека не требуется. Сказал простые вещи, но они из тьмы создают человека для вечности. Казалось бы, простое дело – любить человека, который живет рядом, т.е. помогать ему, не раздражаться, не клеветать, не обижать. Но оказывается, это настолько тяжело! И причину Господь объявляет такую: человек возлюбил более тьму, нежели свет. И поэтому свет ушел от человека. Когда Адам был в Раю, он светился, он разговаривал с Богом - Источником света. И вдруг свет ушел от человека. Пришла тьма - когда ближний оказывается врагом, когда в семье не уживаются самые близкие люди, когда, казалось бы, очень важное, что составляет человека и его жизнь – оно проигрывается, пропивается, прокуривается, и человек застилает этими грехами, все, что, сотворил Бог. Между Богом и человеком вдруг появляется пелена, которая отделяет нас от самого важного – от Источника жизни.

07.01.2018 Рождественское поздравление епископа Костанайского и Рудненского Анатолия.

Опубликовано в Проповеди владыки

Всех вас дорогие мои поздравляю с Рождеством Христовым! Что означает этот праздник? Он означает то, что Бог явился человеку, Бог который сотворил весь космос, небо, землю, свет, электроны, протоны, частицы, Бог невидимый человеку, вдруг стал видим. Бог бесконечный, умалился до размеров обыкновенного младенца, принял человеческую природу, стал видимым, жил среди людей. А как приняли Его люди? Ему даже гостиницы не нашлось. Матерь Божия пришла с Иосифом в Иерусалим для участия в переписи. Им негде было остановиться и они спрятались от дождя в пещере, куда пастухи загоняли скот. И к ним туда приходит не цари Иерусалима, не родственники, а какие то неизвестные мудрецы с далекой земли. Кланяются, дарят подарки: золото, ладан, смирну...

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ